Столкновения в воздухе между крупными самолетами - относительно редкое явление, особенно на большой высоте. Именно таким стало столкновение между российским самолетом Ту-154 и грузовым Боингом-757
По мнению экспертов, по мере увеличения количества воздушных судов вероятность подобных крупномасштабных авиакатастроф будет неизбежно расти. «В будущем мы станем свидетелями одной двух таких катастроф в год», - считает эксперт по авиаперевозкам Джим Экс (Jim Eckes).
Он указывает на инцидент между двумя японскими самолетами, произошедший в прошлом году, который называет «самой ужасной аварийной ситуацией за всю историю мировой авиации». Тогда два авиалайнера, пролетавшие над центральной частью Японии, разделяло всего-то 10 метров.
По словам Экса, избежать крупной авиакатастрофы удалось только благодаря быстрой реакции и навыкам пилотов обоих самолетов. Самая ужасная авиакатастрофа произошла поблизости от Дели в 1996 году между Боингом-747, принадлежавшим Саудовской Аравии и казахским грузовым самолетом. Тогда погибло 349 человек.
Воздушное столкновение, которое произошло во вторник утром над швейцарско-германской границей, по словам Экса, имело место на «так называемом воздушном перекрестке».
Территория в окрестностях озера Констанца, с одной стороны, является одним из самых крупных и загруженных воздушных коридоров в мире, с другой стороны, - здесь пересекаются границы Германии, Швейцарии и Австрии. Правила воздушных перелетов предписывают пилотам пересекать такие перекрестки на разных высотах.
По словам экспертов по авиаперевозкам, расстояние между двумя самолетам должно было составлять не менее 600 метров. Следствию предстоит установить, почему они нарушили этот лимит.
Человеческий фактор
Одно из возможных объяснений - ошибка наземных авиадиспетчеров или неправильное истолкование их инструкций. По мнению Экса, предварительная информация относительно авиакатастрофы, свидетельствует о том, что ее наиболее вероятной причиной мог быть человеческий фактор, как и в случаях с другими авариями и случайными нарушениями допустимых дистанций между самолетами.
Еще одной причиной авиакатастрофы могла быть передача контроля за самолетом от одного воздушного диспетчера другому. В этом случае, по мнению Экса, в центре внимания окажется проблема крайне фрагментированного воздушного пространства Европы.
Кроме ошибки, обусловленной человеческим фактором, причиной катастрофы могла стать техническая неисправность на борту одного из разбившихся самолетов.
Большинство современных самолетов снабжены системой раннего оповещения, которая может автоматически менять курс полета, чтобы избежать столкновения или же предупреждать пилотов о грозящей опасности и предлагать оптимальный выход из создавшейся критической ситуации.
Тем не менее, несмотря на обязательность наличия на новых самолетах, система раннего оповещения медленно вводится на старых воздушных суднах и необязательна к установке на самолетах, принадлежащих России.
По словам Экса, единственный способ избежать воздушных катастроф - оснастить все самолеты системой раннего оповещения, хотя и в этом случае остается возможность, что технические проблемы или же плохая работа диспетчеров, станут причиной аварии.