Авиационная катастрофа над Бодензее потрясла весь мир. Два самолета столкнулись и в огненном смерче понеслись к земле. С неба падали тела мертвых детей. Дети летели на каникулы. «Было так шумно, будто это был самой невероятной силы гром. Но еще сильнее, предметнее», - рассказывает свидетель трагедии писатель Мартин Вальзер (Martin Walser). Он живет в Юберлингене - городе, который катастрофа обошла чудом.
Два громадных полыхающих бело-красным пламенем шара из обломков самолета - высоко над черной ночной водой Бодензее.
Фейерверк смерти
Это тот момент, когда погибают 52 ребенка и 19 взрослых. Они сгорели, задохнулись, они разбились о землю, выброшенные из самолета при столкновении. Некоторые были еще пристегнуты ремнями безопасности на своих местах.
Как могла случиться эта ошеломляющая катастрофа в столь жестко контролируемом воздушном пространстве Европы?
23.35. Диспетчеры швейцарской компании по обеспечению безопасности полетов "Skyguide" (находится в Цюрихе) предупреждают пилота «Ту» Александра Гросса (52 года): «Вы идете по курсу столкновения с другим самолетом. Немедленно идите на снижение!» Никакой реакции.
Расстояние до «Боинга 757-200» грузовой авиакомпании DHL, который летит тоже со скоростью 900 километров в час, всего 30 километров! Остается только 50 секунд! Поэтому вчера прозвучало признание главы "Skyguide" Тони Маага (Toni Maag): «Тревога была поднята с опозданием, но времени должно было хватить».
Диспетчеры на вышке в Цюрихе в отчаянии. Может российский пилот не знает английского языка - международного языка, принятого в гражданской авиации? Быть может, он даже заснул?
Они еще раз подают на «Ту» сигнал тревоги. Пилот Гросс реагирует только после этого. Руль управления до конца вперед, спуск до высоты 11 500 метров. Сейчас 23.36. На борту его «Ту-154» - самолета с тремя реактивными двигателями, принадлежащего компании «Башкирские авиалинии» и выполняющего чартерный рейс, российские дети мечтают о каникулах. Солнце! Маленький Муртазин (ему 8 лет), его подружка по школе Ханнанова (11 лет)┘ О напряженной обстановке в кабине пилотов они ничего не знают.
В это же время расстояние между самолетами уменьшается до 25 километров, и высота полета у них одна и та же - 11 500 метров. На приборной доске «Боинга» компании DHL загорается индикатор прибора автоматического предупреждения об опасности столкновения (TCAS). Одновременно подается звуковой сигнал. На мониторе капитана Пауля Филиппса (Paul Phillips), ему 47 лет, налет - 10 000 часов, появляется распоряжение: немедленно снизить высоту. Филиппс сразу же информирует об этом диспетчеров на вышке.
На своих мониторах диспетчеры видят, как Филиппс выполняет маневр снижения. Время: 23.37. А после они уже ничего не видят.
Столкновение на высоте 11 300 метров! Два самолета врезаются с огромной силой друг в друга, как пешеходы, которые несколько раз собирались разойтись, а потом все же столкнулись. Представитель отдела экспедиции компании DHL говорит: «В самый последний момент наш пилот хотел сделать еще один маневр, чтобы уйти от столкновения. Трагическим образом это было уже поздно».
Огненный шар, три взрыва! Горящие обломки скользят к земле, падают на сады и поля. Испуганные жители сначала подумали об инопланетянах. Но затем они становятся свидетелями того, как с неба падают изувеченные тела.
Вчерашний день, вторая половина дня: на месте катастрофы работают 1 260 спасателей. Телевизионные кадры показывают плачущих родственников. Найден черный ящик с самолета «Ту». И первое обвинение. Глава компании «Башкирские авиалинии» Николай Одегов: «Ответственность за несчастье несут швейцарские диспетчеры».
Вечером представители "Skyguide" признали, что к моменту катастрофы в работе одного из двух диспетчеров была пауза.
http://www.bild.t-online.de/