Длинный список начинается с фамилии Ильдара Асилгуджина, рождения 1988 года, потом следует Лена Асилова, в свидетельстве о рождении которой значится 1992 год. А завершает этот страшный список, в котором 50 имен, Руслан Юсупов, родившийся в 1982 году. Большинство пассажиров «Ту-154» были дети, во всяком случае, молодые люди. Среди 52 человек, отправившихся в отпуск, не было ни одного, кто бы был старше 18 лет, и кого можно было бы назвать в какой-то степени взрослым. Половина погибших были детьми чиновников правительственного аппарата из богатой нефтью мусульманской республики на Урале. На всякий случай все они приняли участие, в своего рода, школьной олимпиаде по самым различным предметам, проводившейся при поддержке ЮНЕСКО, и стали ее победителями. Прибыли они изо всех уголков Башкирии, чтобы принять участие в фестивале для победителей в Барселоне.
«Если бы они не опоздали на самолет в Москве, то были бы сейчас живы, - сказала потерявшая самообладание мать одного из погибших корреспонденту телевидения в аэропорту столицы Башкирии Уфе. - Если бы мы знали об этом заранее». Сцены в аэропорту глубоко потрясали: плачущие матери, отцы и родственники, склонившиеся над большими листами с перечнями фамилий пассажиров, врачи, психологи, которые пытаются утешать тех, кого уже не утешить. То, что дети оказались на борту несчастливого самолета, было делом случая: группу вместе с пятью сопровождавшими ее лицами по какой-то причине доставили не в тот аэропорт. Не в международный аэропорт Шереметьево, а в Домодедово. Отсюда тоже иногда бывают зарубежные рейсы. В связи с тем, что воскресный рейс «Башкирских авиалиний» в Барселону был пропущен, группа осталась в Москве в ожидании следующего рейса.
Оскорбленные физиономии
Ответственные лица в России с возмущением отвергали обвинения со стороны швейцарских авиадиспетчеров до той поры, пока во второй половине дня понедельника не стал ясным весь масштаб катастрофы, и страшное подозрение на вопиющие ошибки в действиях не пало на российских пилотов. И, как это часто случается в России, было не совсем понятно, то ли это было искренне возмущение со стороны ответственных лиц, то ли попытка откреститься в жесткой форме и с оскорбленными минами от невероятного. «Трудно понять причины катастрофы», - сказал премьер-министр России Михаил Касьянов. Несчастливый самолет, по его словам, построен семь лет назад, он практически новый и оснащен всеми современными системами безопасности. Экипаж и двигатели удовлетворяли всем требованиям Европейского союза.
Министерство транспорта добавило: пилот Александр Гросс имеет налет более 4 000 часов, длительное время работал за рубежом, и он отлично говорил на английском языке. В «летчике первого класса» не было никаких сомнений. Глава «Башкирских авиалиний» Андрей Степанюк сказал: «Западные средства массовой информации утверждают, что пилот не знал английского языка. Это не соответствует действительности. Среди всех наших экипажей это был самый опытный». Между тем тот, кто будет внимательнее к сказанному, например, к словам руководителя гражданской авиации России, у того могут возникнуть некоторые сомнения относительно своих собственных представлений о случившемся: «Ясно, что речь все же идет о человеческом факторе, - говорит Александр Нерадко, - но нечто подобное не может случиться просто так. Этому, видимо, способствовал ряд факторов. Включая факторы, которые были привнесены с земли». Другое ответственное лицо сказало в камеру: «Причины этой катастрофы надо искать в небе Германии».