Жак Сапир, директор Центра социальных исследований (EHESS)
Визит во Францию премьер-министра России, Михаила Касьянова, «совпал» с ключевым моментом в экономической интеграции России и Европы. Осенью 2001 года было объявлено о российско-европейском партнерстве. Понятие поражает своей ясностью. В экономическом и геостратегическом смысле европейское и российское пространство наслаиваются друг на друга, и процесс расширения Европейского Союза требует определения отношений с Россией с новых позиций.
Ни одна из стран-кандидатов - и Польша, в первую очередь- не хочет столкнуться с конфронтацией на границе.
Ни одна из этих стран не желает пожертвовать экономическими отношениями со своим восточным соседом. Кроме того, торговля с Европейским Союзом и странами-кандидатами на вступление, составляет 45% внешней торговли России. ЕС доказал, что придает огромное значение этим отношениям, и признал Россию страной с рыночной экономикой еще до того, как это сделали Соединенные Штаты. Очевидно, что это решение было политическим.
Но если присмотреться, то понятие «партнерства» - подобно пустой раковине. Конфликты, символическое значение которых велико, например, вопрос о введении виз для жителей Калининградской области, рискуют отравить отношения, важность которых осознается всеми. В представлениях о России господствуют «призраки» и клише. Однако если реально взглянуть на вещи, то можно найти способ придать этому партнерству недостающее содержание.
Основа партнерства - в экономике. После финансового кризиса 19998 года, Россия совершила эффектный скачок вперед. С тех пор общий экономический рост составил 20%. Значительный прогресс был достигнут в борьбе с финансовой преступностью и разворовыванием государственных фондов. Новый директор компании «Газпром», Алексей Миллер, назначенный Владимиром Путиным, осуществил «генеральную уборку» в своем «доме», и отстранил от работы, казалось бы, неприкасаемых. Закон против отмывания денег (закон Гришанкова) был принят летом 2001 года. Борьба Центрального Банка России против утечки капиталов принесла свои плоды - утечка сократилась вдвое. Конкретным воплощением мер, предпринятых в этой сфере, должно стать эффективное и последовательное банковское законодательство.
Прогресс во всех этих сферах - реален, но непрочен и недостаточен. В частности, это касается экономических институтов. Однако прежде чем упрекать россиян в опоздании и недостатках, следует вспомнить, что создание институтов стоит денег. Бесполезно кричать о коррупции, поскольку судьи, милиция, и большинство чиновников получают мизерную зарплату. Не стоит сожалеть об определенных экономических практиках, поскольку неуверенность в будущем российской экономики по-прежнему очень велика.
В потенциале, Россия является одним из лидеров мировой экономики, благодаря своим человеческим ресурсам и научным кадрам, также как и благодаря природным ресурсам. Но страна по-прежнему опустошена - таковы разрушительные последствия политики 1992 - 1998 годов.
Рост непрочен, и зависит от реального курса рубля. Главным остается вопрос об инвестициях. Их нынешний уровень (15% совокупного внутреннего продукта) - слишком низок, несмотря на рост последних лет. Устаревание средств производства, быстрое обветшание инфраструктур также угрожают росту, усиливают неуверенность в будущем, что отпугивает инвесторов, которые могли бы быть полезными. Кажется, что Россия попала в порочный круг. Выйти из него можно только благодаря решительным действиям, с помощью ресурсов, позволяющих финансировать развитие институтов и с помощью базовых инвестиций, которые смогут открыть поле деятельности для частной инициативы.
Такие ресурсы существуют и могут быть быстро мобилизованы в рамках партнерства Европы и России. Первая возможность - конверсия долга бывшего СССР. Россия должна 36 миллиардов долларов членам Парижского клуба кредиторов, значительная часть этой суммы должна быть выплачена между 2003 и 2005 годом. Превращение долга в инструмент инвестирования облегчило бы груз, лежащий на российском бюджете, позволило бы сделать необходимые общественные расходы, и в то же время привлечь в страну крупные европейские предприятия, способные ускорить модернизацию производственного аппарата. Конверсия долга способствовало бы интеграции России в экономическое пространство Европы.
Второй источник - протокол Киото, законность которого зависит от его ратификации в России. Страна могла бы быстро осуществить значительную экономию электроэнергии, благодаря восстановлению и модернизации муниципальных отопительных систем, совершенно необходимых для поддержания уровня жизни населения. В то же время, на данный момент, ни государство, ни власть на местах не обладают достаточными средствами, чтобы развивать этот сектор. В обмен на уступки по части квот, предусмотренных в рамках протокола Киото, европейские страны могут внести необходимые суммы на модернизацию инфраструктур и разработку новых энергетических возможностей. В таком случае, Россия будет заинтересована в скорейшей ратификации протокола Киото, а ЕС, который выступает под этим «знаменем» против парникового эффекта, значительно усилит свои позиции.
Франция занимает прочные позиции в Парижском клубе, власти страны ведут интенсивные переговоры по поводу протокола Киото. Страна имеет прекрасную возможность дать партнерству России и Европы конкретное содержание. Исторически, Франция несет моральную ответственность за то, чтобы вопрос Калининграда не превратился в вопрос о «Данцигском коридоре» XXI века. Поэтому необходимо взять на себя инициативу и говорить с Россией, такой, как она есть, а не шарахаться от призраков и клише, которые окружают образ страны в последние годы.