Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Америка заправляется российской нефтью "под завязку"

Первый супертанкер с российской сырой нефтью пришвартовался в порту Хьюстон в среду, подгадав как раз к празднику 4 июля

Америка заправляется российской нефтью "под завязку" picture
Америка заправляется российской нефтью под завязку picture
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Уже сегодня благодаря восстановлению объемов нефтедобычи с конца 1990-х годов Россия вышла на третье место в мире по добыче и на второе (после Саудовской Аравии) место - по экспорту нефти. Она не состоит в Организации стран - экспортеров нефти (ОПЕК), хотя прошлой зимой, опасаясь снижения мировых цен на нефть, на словах поддержала предложенные руководством ОПЕК ограничения на экспорт нефти. Чем больше Россия сумеет увеличить экспорт своей нефти в предстоящие годы, тем лучше она защитит страны - потребители нефти от любых волнений на Ближнем Востоке. Это такой проект, которые Соединенные Штаты с радостью станут поддерживать.

4 июля 2002 года. Россия продает нефть. Соединенные Штаты ее покупают. Единственная проблема: российские нефтяные месторождения и американские морские порты расположены на противоположных сторонах земного шара. Но на этой неделе, благодаря столько же политическим расчетам, сколько и рыночным силам, российские поставки, наконец-то, стали напрямую удовлетворять американские потребности в нефти. Первый супертанкер с российской сырой нефтью пришвартовался в порту Хьюстон в среду, подгадав как раз к празднику 4 июля (День Независимости Соединенных Штатов Америки - прим. пер.). Российская нефтяная компания "Юкос", направившая в Америку эту нефть, говорит, что данная поставка была "опытной". Но ясно, что "Юкос", как и американское правительство, надеется, что она символизирует, по крайней мере, нечто гораздо более значимое. Россия и Соединенные Штаты усматривают для себя выгоды в расширении экспортных поставок российской нефти не только в Соединенные Штаты, но вообще на мировые рынки.

Уже сегодня благодаря восстановлению объемов нефтедобычи с конца 1990-х годов Россия вышла на третье место в мире по добыче и на второе (после Саудовской Аравии) место - по экспорту нефти. Она не состоит в Организации стран - экспортеров нефти (ОПЕК), хотя прошлой зимой, опасаясь снижения мировых цен на нефть, на словах поддержала предложенные руководством ОПЕК ограничения на экспорт нефти. Чем больше Россия сумеет увеличить экспорт своей нефти в предстоящие годы, тем лучше она защитит страны - потребители нефти от любых волнений на Ближнем Востоке. Это такой проект, которые Соединенные Штаты с радостью станут поддерживать.

Правительства (России и США - прим. пер.) называют свою сделку "энергетическим диалогом". Официально он был начат, когда президент США Джордж Буш-младший (George W. Bush) посетил Россию в мае. Совместное заявление для прессы г-на Буша-младшего и российского президента Владимира Путина содержало обещание "налаживать двустороннее сотрудничество", имеющее своей целью "снижение неопределенности и повышение предсказуемости" поведения мировых рынков, а также увеличение инвестиций в производственные отрасли России. Один официальный представитель США так объясняет ход рассуждений, которые привели страны к данному диалогу: "Американо-российские отношения все больше строятся на экономических основах, говорит он. Диалог - это начало подготовки соглашения. Россия дает нам кое-что из того, что нам нужно, а мы даем им некоторые из нужных им вещей. Они не только хотят продавать свои товары в Соединенных Штатах, но стремятся также получить от нас политическую поддержку в других регионах мира. Насколько это возможно, мы станем использовать свое влияние, чтобы им помочь". Например, продолжал этот американский представитель, россияне жалуются на то, что сталкиваются с политическим сопротивлением в своих попытках заключить сделки с предприятиями по переработке нефти и распределению нефтепродуктов в европейских странах. "Россия хотела бы, чтобы Соединенные Штаты сказали европейским странам, что с российскими нефтяными компаниями все в порядке", - говорит он. Соединенные Штаты с пониманием относятся к этой просьбе. "Пока что эта модель (экономических взаимоотношений - прим. пер.) хороша", - говорит этот официальный представитель.

В то же время, говорит вышеуказанный американский представитель, России следовало бы в большей мере способствовать привлечению прямых американских инвестиций. России будет нужен иностранный капитал для развития новых месторождений, поскольку существующие месторождения начинают истощаться. А американским компаниям нужна большая свобода маневра для инвестирования в российскую нефтяную индустрию (которая к настоящему времени в основном приватизирована), если эта российская индустрия намеревается отобрать долю рынка у американских компаний в Европе.

Однако мысль о том, что подобное партнерство может и должно выражаться в физических поставках российской нефти в Соединенные Штаты, оставляет в замешательстве многих аналитиков и руководителей этой индустрии. В принципе нефть являет собой международный товар с мировой ценой. Отправка ее на удаленный рынок, когда под рукой имеются другие рынки, означает дополнительные транспортные расходы и меньшую прибыльность. Председатель третьей по величине российской нефтяной компании ТНК ("Тюменская нефтяная компания" - прим. пер.) Виктор Вексельберг называет поставку компанией "Юкос" партии нефти в Хьюстон "международной пиаровской акцией".

Но для компании "Юкос" хорошие отношения с общественностью могут иметь также и большой деловой смысл. Михаил Ходорковский, ее босс и крупнейший держатель акций, за последние 2 года увеличил рыночную капитализацию своей компании в 10 раз, существенно улучшив отношения с инвесторами и корпоративное управление, а также усовершенствовав оперативное руководство деятельностью компании. Поставка нефти в Хьюстон является для "Юкос" еще одним путем укрепить свои позиции как международной компании. С учетом вышесказанного г-н Ходорковский настаивает, что смотрит в долгосрочную перспективу. России нужны новые рынки для ее нефти, говорит он. Хотя Европа близко и связана с Россией трубопроводами, он видит ограничения для роста экспорта нефти в Европу. "Европа очень чувствительна к увеличению доли своих энергетических ресурсов, которую она получает от России", - говорит он. Поэтому "Юкос" хочет создать экспортные рынки для своей нефти в Китае и в Соединенных Штатах.

Для снабжения нефтью Китая компания "Юкос" предлагает построить нефтепровод из Сибири. Что касается снабжения нефтью Соединенных Штатов, эта компания в данное время проверяет практические стороны и оценивает затраты таких поставок. "Если у вас имеются иллюзии, что нет ничего сложного в отправке танкера с российской нефтью в Америку, которая до этого никогда не принимала танкера с российской нефтью, и организовать, чтобы кто-то эту нефть там купил, то, поверьте мне, все это не так просто", - говорит г-н Ходорковский.

Но, согласно его словам, саммит Буш-Путин и объявление об американо-российском "энергетическом диалоге" помогли в практическом смысле. "Американские компании сейчас гораздо более благоприятно смотрят на сотрудничество с российскими компаниями", - говорит он. Что касается экономических показателей, то, по его словам, перевозка российской нефти в Соединенные Штаты Америки малотоннажными танкерами обойдется, как минимум, в 1,5 долл. США за баррель (1 американский баррель для нефтепродуктов = 158,75-158,98 л). Это кусается, когда цена нефти составляет16-18 долл. за баррель, а прибыль нефтедобывающей компании равняется 3-4 долл. за баррель в лучшем случае. Но, когда цены выше, и если нефть транспортировать в крупнотоннажных танкерах, эта арифметика выглядит лучше.

На этой неделе нефть для Америки была отправлена из российских морских портов в малотоннажных танкерах, а затем в Греции перекачана в крупнотоннажный танкер, который и доставил ее в Хьюстон. Резкое снижение расходов на транспортировку нефти станет возможным, если российские экспортеры сумеют построить нефтепровод к какому-нибудь глубоководному морскому терминалу и закачивать ее сразу в большие танкеры. Здесь лучшей опцией следует признать изменение направления потока в нефтепроводе, который пересекает Хорватию и заканчивается в одном из терминалов Адриатического моря. Этот нефтепровод состыкован с российской системой нефтепроводов, которая проходит через Венгрию и Словакию. Вместо того чтобы забирать нефть из терминала на Адриатическом море, как сегодня, этот нефтепровод, с согласия остальных заинтересованных стран, мог бы использоваться для транспортировки российской нефти на экспорт.

Что касается увеличения американских инвестиций в российскую нефтедобычу, этот процесс может оказаться медленным. Крупные нефтяные компании России в последние годы лоббируют за то, чтобы сдерживать приток в отрасль иностранных капиталов до тех пор, пока они не поделят между собой наиболее прибыльные офшорные нефтяные месторождения. Сегодня они активно увеличивают объем нефтедобычи путем сравнительно скромных капиталовложений, которые покрываются за счет движения ликвидности, и получают солидные прибыли от высоких экспортных цен.

Ожидается, что в текущем году российские нефтяные компании увеличат объем инвестиций на 6 млрд. долл., чтобы поднять среднюю производительность на 7-8%, примерно до 7,5 млн. баррелей в сутки. Примерно 40-50% этого объема скорее всего будет экспортировано в виде сырой нефти и нефтепродуктов. Если в предстоящие несколько лет будут выставлены на продажу хорошие офшорные месторождения, то скорее всего их ухватят крупные российские компании, стремящиеся к поэтапной консолидации этой отрасли.

Во всем этом для иностранных компаний содержится неформальное сообщение, что они нужны, если нужны вообще, лишь для дорогостоящих и весьма рискованных проектов, таких, как освоение новых офшорных месторождений. И даже тогда российский парламент демонстрирует глубокое нежелание предоставлять иностранным компаниям особые режимы налогообложения, известные как "соглашения о разделе продукции", которые те считают жизненно важными для подобных долгосрочных инвестиций. Совокупный объем прямых иностранных инвестиций в российскую нефтяную индустрию составляет всего 4,5 млрд. долл., значительная часть которых вложена в два проекта: развитие офшорных месторождений в районе о. Сахалин на Тихом океане и строительство нефтепровода для транспортировки нефти из Казахстана через Россию на Черное море.

Г-н Путин, при всех его разговорах об открытии российских рынков для иностранцев, тоже демонстрирует свои консервативные инстинкты. Например, он, как кажется, готов вскоре одобрить законопроект, запрещающий иностранцам владеть российскими сельскохозяйственными земельными угодьями. Исходя из этого, трудно себе представить что иностранцы станут владельцами многих офшорных месторождений. И, хотя доступ инвесторов в Россию может в будущем создать определенные трения, сегодня для Соединенных Штатов главное, чтобы как можно больше российской нефти потекло на мировые рынки - кто бы ее ни качал, и куда бы Россия ни желала ее отправлять. "Мы смотрим на них (имеются в виду российские нефтяные компании - прим. пер.) как на нового буферного производителя, нового производителя, который может управлять объемами нефтедобычи, - говорит вышеозначенный официальный представитель США, - который имеет возможность демпфировать скачки поставок нефти и способность ОПЕК манипулировать ценами".