На пятнистых висках мужчины - бисеринки пота. Он почти ничего не знал о СПИДе, слышал только о нем, когда в 1995 году был поставлен диагноз, что инфицирован вирусом СПИДа, устало рассказывает Анатолий о том, как начиналась история его болезни. Во время инъекции «химии» - наркотика из коричневого опиумного молочка - он заразился в своем родном городе Одессе от шприца, которым до этого пользовались другие.
«Вирус для меня был уже равнозначен смерти», - рассказывает беззубый 37-летний мужчина. После этого он делал все, чтобы «разрушить самого себя», даже увеличил потребление наркотиков. Он не обижается, что не получил такого же лечения, которое в таком случае получают на Западе. Украина, по его словам, бедная страна. У государства нет денег, чтобы купить ему новые зубы или дорогие медикаменты.
Нигде в Европе нет такого большого количества людей, инфицированных вирусом СПИДа, как по обоим берегам Днепра, который делит Украину на две части. По оценке Организации Объединенных наций, в государстве, занимающем по площади второе место на континенте, вирусоносителями являются 300 000 человек: один процент взрослого населения. В наиболее населенных областях на юге и севере страны инфицирован даже каждый пятидесятый взрослый житель. Только в портовом городе Одесса на Черном море количество инфицированных вирусом СПИДа оценивается в 15 000 человек.
Об «исключительно тревожной ситуации» говорит Йост ван дер Меер (Joost van der Meer) - руководитель бюро «Врачи без границ» (MSF) в столице страны Киеве: «Эпидемия носит взрывной характер». Приговоренные к смерти пациенты должны еще прожить в среднем по одному месяцу в бывшем карантине для больных сифилисом и лепрой на окраине Одессы. На нарах в трех запущенных спальных залах получают место только 25 умирающих.
Рядом, на лугу, якобы, «уже давно» спланировано строительство новой клиники по лечению больных СПИДом, но еще до сих пор не выкопано ни одной ямы, сообщает, тихо вздыхая, заместитель руководителя одесской клиники по лечению больных СПИДом Владимир Мусиенко: У нас есть знания, Но для лучшего лечения просто нет средств».
В бывшем Советском Союзе первые случаи ВИЧ-инфекции зарегистрировали относительно поздно. На Украине вирус впервые был зарегистрирован в 1997 году у одного иностранного матроса, вспоминает Мусиенко. Но и в последующем случаи новых инфекций на Украине ограничивались ежегодно несколькими десятками случаев. Только в середине 90-х годов, когда ВИЧ-вирус перекочевал в сферу наркотиков, это стало, настоящей проблемой», говорит Мусиенко. Так, с 1995 года число инфицированных в Одессе устремилось в верх и увеличилось в 15 раз.
В 90-е годы стремительно ухудшающееся экономическое положение, растущая безработица и бесперспективность привели к тому, что в бывших советских республиках стала процветать торговля наркотиками. По имеющимся оценкам, только в России, Белоруссии и на Украине насчитывается до четырех миллионов человек, находящихся в наркозависимости.
В отличие от стран Африки и Азии, которые затронуты СПИДом в наибольшей степени, вирус СПИДа на Украине распространяется в большей мере через зараженные шприцы, чем в результате половых контактов. Но круг инфицированных уже больше не ограничивается лишь группой рисков, связанной с употреблением наркотиков. Если в 1999 году четыре пятых носителей вируса СПИДа были наркоманы, то среди вновь инфицированных их доля сократилась наполовину, сообщает руководитель Государственного центра по борьбе со СПИДом в Киеве Алла Щербакова: вирус все больше и больше передается в результате гетеросексуальных контактов.
Однако если продолжительность жизни ВИЧ-инфицированных на Западе благодаря разработке новых медикаментов значительно увеличилась, то их собраться по несчастью на Украине вынуждены зачастую отказываться от препаратов, укрепляющих иммунную систему, из материальных соображений. Врач Ван дер Меер оценивает лечение одного ВИЧ-инфицированного в сумму от 5 000 до 9 000 евро в год. Украинцы позволить себе такую сумму не могут. Хотя у украинского Министерства здравоохранения нет денег на приобретение большего количества медикаментов, там, по крайней мере, поняли опасность. В ООН страна выступает в качестве решительного сторонника борьбы с вирусом. Правительство объявило 2002 год «Годом борьбы со СПИДом» и развернуло разъяснительную кампанию.
«Никто не любит думать о смерти», - объясняет бывшая наркоманка Наталья Леончук тот факт, что многие украинцы не желают общаться со своими инфицированными соотечественниками, что трудно осуждать. Для многих, по ее словам СПИД - еще «очень абстрактное понятие», говорит 24-летняя мать, рассказывая о своем намерении написать книгу о жизни ВИЧ-инфицированного, чтобы придать болезни конкретное лицо: « Мы хотим показать, что являемся совершенно нормальными людьми: никто не должен нас бояться».