Хьюстон, США, 9 июля 2002 года. Он выглядел как любое другой судно, бросающее якорь в корабельном канале Хьюстона, чтобы разгрузить автомобили BMW или куклы Барби. Но груз этого судна отличался от всего, что ранее видели в американском порту. Сырая нефть, доставленная сюда с российского берега Черного моря, здесь перегружается на танкеры меньшего тоннажа, которые направятся в Бейтаун или в Бомонт - и далее во все другие порты. Это была первая поставка российской нефти в Соединенные Штаты, и специалисты приветствовали ее как маленький, но важный шаг на пути сокращения зависимости Соединенных Штатов от ближневосточной нефти - давно уже беспокоящей официальных лиц США, но такой, которая стала более актуальной вследствие событий 11 сентября и войны с терроризмом.
В 1980 году всего 34,5% американского импорта нефти поступало из Западного полушария (главным образом из Канады, Мексики и Венесуэлы). Но в последние годы Соединенные Штаты потихоньку отворачиваются от ближневосточных поставщиков и в поисках нефти поворачиваются к другим странам - от Западной Африки до глубоководных месторождений у берегов Бразилии. Сегодня импорт из стран Западного полушария составляет почти 50% американского рынка.
А в мае нынешнего года президенты Джордж Буш-младший (George W. Bush) и Владимир Путин подписали в Москве соглашение о сотрудничестве в области энергетики, открыв дорогу выходу России на американский рынок. Поэтому, хотя перекачка в лихтеры 2 млн. баррелей (1 американский баррель для нефтепродуктов = 158,75-158,98 л) нефти в порту Хьюстона может показаться незначительной с точки зрения общих потребностей США в нефти, она очень важна своим вкладом в дело поиска новых источников нефти для этой страны. "Эта поставка нефти потенциально очень символична, так же, как символичной была первая поставка с Ближнего Востока после второй мировой войны, - говорит Дэниел Ергин (Daniel Yergin), председатель вашингтонской фирмы "Cambridge Energy Research Associates". - Это своего рода первопроходец". Г-н Ергин полагает, что рост поставок нефти из России и Каспийского бассейна может стыть одним из самых важных новых вкладов в стабильность на мировых нефтяных рынках. С этой целью, говорит он, Соединенным Штатам следует продолжать крепить свои политические и экономические отношения с Россией, "поскольку разнообразие является одной из основ стабильности на нефтяном рынке".
На Ближнем Востоке сосредоточено две трети разведанных мировых запасов нефти, и следовательно, он на многие десятилетия останется крупным источником сырой нефти для стран всего мира. Но новые партнерские отношения и улучшающаяся технология нефтедобычи расширяют число мировых поставщиков, сокращая способность стран Персидского залива манипулировать объемами производства и ценами на нефть.
Канадские компании, к примеру, сегодня тратят миллиарды долларов на выделение нефти из поднятого на поверхность нефтеносного песка, а также на вытеснение ее на поверхность с помощью пара. В прошлом году государственная нефтяная компания Бразилии начала бурение у своего атлантического побережья на глубинах 8500 футов (1 фут = 0,30479 м) - вынудив обратить на себя внимание другие компании, занимающиеся глубоководной добычей нефти. А не далее как в прошлом месяце компания "Exxon Mobil" объявила о том, что начала строительство глубоководной площадки у западного побережья Анголы. "Я думаю, что в ближайшие 3-5 лет мы станем свидетелями больших перемен, - говорит Эми Джафф (Amy Jaffe), старший аналитик энергетических проблем в Институте имени Бейкера (Baker Institute) при Университете имени Райса (Rice University) в Хьюстоне. - Я прогнозирую значительное увеличение доли нефти, поступающей из Канады┘ и России".
На данный момент существуют ограничения по части объема нефти, который Россия может выделить американскому рынку. Необходимо модернизировать ее устаревающее оборудование советской эпохи и усовершенствовать ее инфраструктуру. В настоящее время Россия направляет большую часть своего экспорта нефти в Европу, поскольку у нее нет глубоководных морских портов, которые способны принимать танкеры, направляющиеся в Соединенные Штаты. Михаил Брундо, первый вице-президент "Юкоса", компании, которая отправила первую партию российской нефти в Хьюстон (по довольно запутанному маршруту), говорит, что в этом году в Америку придут еще полдюжины таких танкеров. После этого вторая по величине российская нефтяная компания произведет оценку экономической целесообразности продолжения подобных поставок.
Но, при быстром росте объема нефтедобычи и при наличии политической воли, страна готова искать пути и способы подключиться к крупнейшему в мире рынку энергоресурсов. "Эта поставка - не случайность, - говорит г-жа Джафф. - В момент, когда добыча нефти в России растет, это вопрос рыночной политики переместить часть нефти с европейского рынка. И в той мере, в какой Россия становится надежным партнером в деле оказания Соединенным Штатам помощи в диверсификации ее источников, я рассматриваю это как великое дело".