Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Помочь России подготовиться к вступлению во Всемирную торговую организацию

Экономика России не настолько продвинута, чтобы выдержать строгую проверку ее рыночного статуса

Помочь России подготовиться к вступлению во Всемирную торговую организацию picture
Помочь России подготовиться к вступлению во Всемирную торговую организацию picture
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Оппозиция России слишком быстрым темпам экономических реформ является результатом ее макроэкономической ситуации и тех опасностей, которые она представляет для здоровья индустрии этой страны. Темпы роста валового внутреннего продукта сократились с 8% в 2000 году до прогнозируемых 4-4,5% - в текущем году. Слабый рубль внес свой вклад в первоначальное, давно ожидавшееся оживление производства в России. Но последующее укрепление национальной валюты вызвало опасения в отношении неблагоприятного воздействия этого фактора на производство.

Автор является профессором кафедры сравнительных экономических систем в Колумбийском университете и директором Центра экономики переходного периода

В июне 1993 года Россия подала заявку на вступление в ГАТТ (GATT - General Agreement on Tariffs and Trade - Всеобщее соглашение о тарифах и торговле - прим. пер.), организацию, которая была предшественницей Всемирной торговой организации (ВТО). По прошествии 10 лет рабочая группа ВТО по России сумела подготовить всего лишь первый проект доклада. Эта задержка имеет место, несмотря на широкую политическую поддержку вступлению России в ВТО - как внутри самой России, так и за ее пределами. В самом деле, Майк Мур (Mike Moore), генеральный директор ВТО, сказал: "Я думаю, что в Вашингтоне, Брюсселе и Москве имеются люди, у которых достаточно сил, пробивных способностей и воли, чтобы обеспечить вступление России в ВТО".

Но, если мы хотим, чтобы эта цель была достигнута, необходимо устранить два препятствия. Во-первых, все страны, стремящиеся стать членами ВТО, должны представить доказательства, что их экономика работает в соответствии с рыночными принципами, которые поддерживаются эффективным и прозрачным законодательством. Без свободной и открытой конкуренции невозможно гарантировать выполнение принятых страной обязательств, таких, как свободный доступ на рынки, зависящий только от согласованных торговых барьеров. Если бы Россия управлялась в основном на нерыночных принципах, это создало бы серьезные трудности для стран, ведущих с ней торговлю, а способность самой России выполнять свои обязательства перед ВТО подверглась бы серьезным сомнениям.

Второе требование заключается в том, что каждый новый член ВТО должен открыть свои рынки "в удовлетворительной манере". В частности, он должен согласиться объявить свои фактические тарифы и так называемые "стопоры" (верхние пределы), которые определяют, как высоко эти тарифы могут быть подняты.

В настоящее время попытка России вступить в ВТО может привести к появлению лоббирующих групп, которые станут требовать от нее открыть доступ в такие секторы экономики, как сектор услуг. Может быть выдвинуто также требование принять определенные обязательства в сфере интеллектуальной собственности. В конце концов, ВТО стоит на трех опорах: первоначальное Всеобщее соглашение о тарифах и торговле, Всеобщее соглашение о торговле услугами и Соглашение по касающимся торговли аспектам прав на интеллектуальную собственность. Экономика России не настолько продвинута, чтобы выдержать строгую проверку ее рыночного статуса. Не стоит удивляться, что ей еще многое предстоит сделать в плане либерализации и дальнейших рыночных реформ. Все это так, но эта потенциальная помеха ее вступлению в ВТО была устранена благодаря снисходительному согласию Европейского Союза (ЕС) и Соединенных Штатов Америки.

России не удается устранить и второе препятствие. Но здесь существующие в ЕС и в США лобби оказались не такими великодушными, и на страну оказывается жесткое давление поскорее открыться. Проблема в том, что принуждение России к ускорению темпов перемен в конечном счете может оказаться контрпродуктивным. На первый взгляд представляется, что чем более сильное давление оказывать на Россию в целях достижения большей открытости, тем лучше. Но за таким подходом скрывается предположение, что оптимальной скоростью экономических реформ, например, понижения торговых барьеров, является максимальная скорость. Сегодня существуют законные причины, оправдывающие нежелание России идти на все новые торговые уступки.

Оппозиция России слишком быстрым темпам экономических реформ является результатом ее макроэкономической ситуации и тех опасностей, которые она представляет для здоровья индустрии этой страны. Темпы роста валового внутреннего продукта (ВВП) сократились с 8% в 2000 году до прогнозируемых 4-4,5% - в текущем году. Слабый рубль внес свой вклад в первоначальное, давно ожидавшееся оживление производства в России. Но последующее укрепление национальной валюты вызвало опасения в отношении неблагоприятного воздействия этого фактора на производство. Этим объясняется желание российских переговорщиков добиваться высоких "стопоров" на тарифы, потому что в таком случае у правительства окажется инструмент, который можно будет кратковременно использовать, если потребуется.

Фактически, если оставить нынешний темп, перспективы экономического прогресса у России хорошие. В самом деле, это признают сами участники переговоров о вступлении России в ВТО. Например, правительство пообещало обуздать инфляцию, приведя расходы в соответствие с улучающейся собираемостью налогов. При новом руководстве "Центробанка" возможны реформы банковской системы. Более того, на подходе принятие целого ряда имеющих касательство к членству в ВТО законов - таможенного и налогового кодексов, а также технических и санитарных стандартов. Недавняя перетряска руководства комитетов Государственной Думы Российской Федерации, в результате которой председательские кресла в них заняли прокремлевские и ориентирующиеся на реформы люди, является еще одним признаком успеха президента России Владимира Путина.

С учетом того, что в марте 2004 года г-н Путин скорее всего будет переизбран на второй президентский срок, а в декабре 2003 года в Думу будут избраны новые сторонники реформ, перспективы перехода России к большей открытости и рыночной ориентации вполне хорошие. Разумеется, ничто из вышесказанного не может быть гарантировано. Но самая большая угроза реформам в России - это не недостаток политической воли. Скорее, сбить эту страну с правильного курса может продолжающееся давление извне.

Наилучший способ обеспечить продолжение реформ в России - оказать ей психологическую и экономическую поддержку, предложив более снисходительные и мягкие условия для ее вступления в ВТО, которые откроют возможность для того, чтобы она была принята к концу следующего года.