В наши дни Америка является уникально сильной и уязвимой одновременно, единственной в мире сверхдержавой и объектом зависти, враждебности и подозрительности для значительной части земного шара. В этих новых обстоятельствах администрация Буша-младшего (George W. Bush) явно испытывает соблазн действовать, ни с кем не считаясь, избегая любых международных инициатив, которые она не способна полностью контролировать.
Президент Буш-младший продемонстрировал умение вести дела с Россией и другими странами, когда создал коалицию для борьбы против терроризма. Но в мире есть и другие критические проблемы, некоторые из которых столь же важны для нашего собственного будущего, а другие вызывают настоятельную озабоченность людей, благорасположение которых нам необходимо для борьбы с террором за рубежом. В их число входят глобальное потепление климата, распространение ядерного и биологического оружия, борьба с инфекционными заболеваниями, в частности, со СПИД'ом (СПИД - синдром приобретенного иммунодефицита - прим. пер.) и малярией, а также преследование военных преступников. Соединенные Штаты не правят миром, и нашей администрации нужно более творчески и стратегически подходить к вопросу о том, как наша страна взаимодействует с остальной планетой. Возможно, тут не лишней окажется сдержанность.
Крикливый сегмент ключевого правого крыла электората г-на Буша-младшего постоянно подталкивает его администрацию к тому, чтобы та избегала международных соглашений, которые рассматриваются как угроза нашему суверенитету. Объектами нападок этой категории избирателей являются, в том числе, все еще не ратифицированное соглашение о защите женщин от политической и экономической дискриминации и физического насилия, а также новый Международный уголовный суд (International Criminal Court). Готовность г-на Буша-младшего прислушиваться к этой группе избирателей скорее всего будет возрастать по мере того, как он готовит себя и Республиканскую партию к выборам в конгресс США этой осенью и к президентской кампании 2004 года.
Озабоченность нашего президента международными соглашениями понятна, если и не обязательно оправданна. Некоторым странам нравится ставить Америку в затруднительное положение, и, когда Соединенные Штаты присоединяются к мировому сообществу для борьбы с социальным злом вроде расизма или сексизма, другие члены иногда предпочитают отыскание недостатков в поведении сверхдержавы признанию вопиющих нарушений прав человека другими. Состоявшаяся в прошлом году в Южной Африке конференция по расизму, которая превратилась в настоящее сражение по вопросу о том, следует ли приравнивать к расизму сионизм, является показательным примером того, насколько контрпродуктивными могут стать международные усилия, если они становятся жертвой региональных политических повесток.
Но за все годы, что Соединенные Штаты принимают участие в международных соглашениях, примеры безудержного антиамериканизма немногочисленны и редки. Соединенным Штатам в самом деле необходимо защищать себя и своих граждан от возможности того, что менее крупные страны скопом навалятся на американцев только лишь потому, что они вдруг обнаружат, что способны это сделать. Но существует огромная пропасть между такого рода разумной осторожностью и нынешней позицией нашей администрации.
Ободряет то обстоятельство, что сегодня Белый дом (резиденция президента США в Вашингтоне - прим. пер.), кажется, готов взять назад свою угрозу наложить вето на продолжение миротворческих операций Организации Объединенных Наций (ООН) как часть своей продолжающейся кампании против нового Международного уголовного суда. Но администрация продемонстрировала безрассудную готовность подвергать опасности эти ценные миссии. А тем временем ее необоснованная оппозиция Международному криминальному суду продолжается.
Реакция Белого дома на глобальное потепление климата является совершенно обескураживающей. Администрация опасается, что международные усилия по сокращению выброса в атмосферу вредных газов, создающих "парниковый эффект", окажут воздействие на американскую экономику, что, вероятно, справедливо. Соединенные Штаты, население которых составляет всего 5% мировой численности, выбрасывают в атмосферу 25% этих газов. Сократить выбросы невозможно без некоторых жертв. Однако остальной мир вполне правильно требует, чтобы мы, тем не менее, признали свою ответственность и приняли необходимые меры. Если Соединенные Штаты хотят быть политическим и моральным лидером мира, им придется пойти навстречу этому требованию. У администрации было достаточно времени, чтобы выдвинуть серьезные альтернативные предложения по сокращению этих выбросов. Вместо этого она просто отказалась участвовать в глобальных усилиях.
Администрация США относится к опасному распространению в мире ядерного, химического и биологического оружия с исключительной серьезностью, плоть до того, что угрожает нарушителям упреждающими военными нападениями. Однако военная акция может обеспечить в лучшем случае частичное решение проблемы. Эффективность усилий по предотвращению попадания этого оружия массового поражения (ОМП) в руки Ирана, Ливии или террористов "Аль-Каиды" (Al Qaeda) в большой мере определяется поддержкой Договора о нераспространении ядерного оружия и укреплением режимов Договора о всеобщем запрещении ядерных испытаний и Конвенции по биологическому оружию - в то время как наша администрация противится этим международным соглашениям. Белый дом справедливо заявляет, что некоторые страны подписывают договора, а затем нарушают свои обязательства по ним. Ответом должно стать лучшее принуждение к выполнению обязательств, а не воздержание от участия в подобных договорах.
Вашингтон делает необъяснимо мало для глобальных усилий по борьбе с ВИЧ-инфекцией (ВИЧ - вирусный иммунодефицит человека - прим. пер.) и СПИД'ом, а также с другими заразными заболеваниями. ООН стремится дополнительно собирать на эти цели 7-10 млрд. долл. США ежегодно, из которых справедливой долей Вашингтона должны были бы быть примерно 2,5 млрд. долл. Фактический вклад Америки в 10 раз меньше.
Глобальное лидерство требует большего, чем дальновидные заявления и силовые акции Америки. Вашингтону следует возглавлять, а не создавать помехи усилиям по укреплению международного сотрудничества.