Во время съемочных работ все пребывают в постоянной растерянности. Каждый хочет внести свою лепту в концепцию автора сценария, который он и сам постоянно изменяет. Из остросюжетного фильма получается мелодрама, и, наконец, заявляется продюсер: продувной бизнесмен с меняющимися подружками, которого несколько лет назад режиссер выгнал из кинематографической школы по причине неспособности, - он тоже хочет чего-то другого. Фильм в фильме - любимый сюжет. Но лента «Фильм о фильме» режиссера Валерия Рубинчика с обычными комедиантскими отношениями и интригами среди киношников дает почти метафорично-сатирический слепок с нынешнего состояния российского кинематографа.
«Прощай оружие?»
До сих пор сохраняют актуальность слова Элема Климова, - величины в советском кинематографе в семидесятые и восьмидесятые годы, которому часто ставила препоны бюрократия. Он говорил о причине своего молчания после «поворота» следующее: «Раньше знали, для чего или против кого делали фильмы. Теперь всем все стало безразлично». К этому надо добавить, что отечественные ленты с трудом пробиваются к своему зрителю, а то и вовсе его не достигают. Кинематограф переполнен голливудским импортом, репертуар кинотеатров не отличается от нашего. Для своей продукции остаются телевидение и переживающий бум рынок видеокассет.
Несмотря на это руководитель фестиваля - известный режиссер и актер Никита Михалков повторял на заключительном мероприятии международного кинофестиваля этого года в Москве одно и то же предложение, даже почти заклинал: «Кризис в российском кино закончился». В количественном плане это могло бы и соответствовать действительности. В обширную программу закончившегося кинофестиваля, который проводится ежегодно, начиная с 1995 года, было включено 75 российских лент. Но о каком-то качественном скачке речи быть не может.
В тематическом плане волна фильмов о киллерах, гангстерах и мафии спадает. Развернувшаяся дискуссия под девизом «Прощай оружие?» повернула ее даже в обратном направлении. Но лента, такая, как картина «Антикиллер» режиссера Игоря Кончаловского, снятая по одноименному детективу-бестселлеру, наказывает себя своим названием. Все же на киноэкран криминал, который ни в коей мере не исчез из будней, пробивается уже не с той силой. Вместо этого на службу, очевидно, должны быть вновь поставлены патриотические чувства. Лишь два примера тому: лента Алексея Балабанова «Война» о войне против чеченцев и новая версия фильма «Звезда», снятого в 1947 году о молодых мучениках в годы второй мировой войны, режиссера Николая Лебедева.
На прицеле, прежде всего, у молодых режиссеров - добрые и богатые «новые русские». Появление этого «нового российского кино, в котором нет ни одной строчки о душе и правде», вызвали протест российской кинокритики. Свой приз она присудила ленте, снятой совместно с Украиной, под названием «Чеховские мотивы». В нем Кира Муратова объединила две мало известные вещи писателя.