1 октября 2002 года весь мир окажется поделенным - поделенным среди военных командований Соединенных Штатов. Впервые в истории больше не будет ни одной пяди земли, которая бы не находилась в компетенции какого-нибудь из региональных командований США, в том числе и в Антарктике. Уже одно это свидетельствует об изменениях в представлениях Вашингтона о себе самом, считающего себя единственной остающейся после окончания «холодной войны» сверхдержавой. Это находит отражение также в изменении понимания существующих угроз и рисков. Опасности могут подстерегать сверхдержаву повсюду.
1 октября в американской военной бюрократии появляется новый властный центр: Верховное командование, которому будут подчинены системы раннего обнаружения и спутники, системы противоракетной обороны и стратегические ракеты, стратегические средства для проведения наступательных операций с применением обычных и ядерных вооружений. Вашингтон планирует создание объединенного командного центра для нанесения стратегических, в том числе и превентивных, ударов, стратегических ударов возмездия и для организации обороны стратегического характера. Это Главное командование должно планировать и проводить операции с применением обычного и ядерного оружия, превращаясь, таким образом, в символ новой, второй, совершенно иной эпохи и иного понимания устрашения.
Это, коротко говоря, и есть тот вывод, который можно сделать из знакомства с последними «Планами единого командования» - документом, который будет пересматриваться каждые 2-3 года и утверждаться президентом. В нем описываются задачи, полномочия и ответственность важнейших органов военного руководства США, региональных командований с указанием их географических зон ответственности, а также командований родов войск, предназначенных для выполнения специфических задач. После событий 11 сентября администрация Буша (Bush) в многочисленных заявлениях ясно официально обрисовала свои решения. 1 октября они должны вступить в силу. Решения содержат серьезные изменения, которые коснутся и Европы, и НАТО.
Поделенный мир
Впервые будет создано Главное военное командование для организации обороны Северной Америки (NORTHCOM). В географическом плане в его компетенцию входит территория от Мексики на юге до Аляски на севере. К этому надо добавить морскую акваторию, которая захватывает по 500 миль в Тихом и Атлантическом океанах. Сюда же относится часть Карибского моря, включая Кубу. Более явного проявления в военном плане нового опыта, связанного с событиями 11 сентября, было бы трудно придумать: старая американская мечта о неуязвимости США перестала быть мечтой. Заблаговременная подготовка к тому, чтобы обеспечить неуязвимость индустриального общества от асимметричных рисков и угроз, должна осуществляться на всех уровнях. В гражданской сфере военным аналогам соответствует создание «Бюро по обеспечению безопасности родины» (Office of Homeland Security) и «Совета безопасности родины» (Homeland Security Council) в Белом доме, а также Министерство по вопросам безопасности родины (Departament of Homeland Securrity), создание которого запланировано на 1 января 2003 года - необходимо одобрение Конгресса.
Расширяются полномочия Главного командования в Европе (EUCOM). До сих пор в его зону ответственности входили Европа, Африка, кроме северо-восточной части Африки, Израиль, Сирия и Ливан, а также государства, расположенные южнее Кавказа, и часть Атлантики. Теперь к этому добавляется большая часть остающейся Северной Атлантики, большая часть Южной Атлантики и, прежде всего, Россия. Россия, таким образом, впервые оказывается в зоне ответственности специального регионального главного командования. Подобный подход со всей очевидностью свидетельствует о том, что Вашингтон больше не считает Москву сверхдержавой, но одновременно и не рассматривает в качестве исключительно враждебного государства.
Расширяется зона ответственности и Главного командования в зоне Тихого океана (PACOM). Индия, Юго-Восточная Азия, Китай, оба корейских государства, Япония и Австралия входили в него и раньше. Теперь к нему добавляется Антарктика. До сих пор в связи с подписанием Договора по Антарктике она была изъята из зоны ответственности всех региональных главных командований. Командование PACOM должно оказывать поддержку EUCOM в вопросах сотрудничества с Россией в дальневосточном военном округе.
Неизменными остаются Южное командование (SOUTHCOM) с зоной ответственности, распространяющейся на Центральную и Южную Америку, и Центральное командование (CENTCOM), контролирующее северо-восточные районы Африки, Персидский залив, Среднюю Азию и Пакистан, то есть те регионы, которые располагают крупнейшими ресурсами энергоносителей. Азия остается поделенной на два региональных главных командования. Вашингтон видит здесь самую большую опасность возникновения в ближайшем будущем кризисов и конфликтов.
Пока небольшие изменения коснулись специальных главных командований. Созданное лишь в 1999 году командование "Joint Forces Command" (JFC) окончательно утрачивает пока еще сохраняющийся контроль над Атлантикой, как это было предусмотрено еще в бытность администрации Клинтона (Clinton), так и ответственность за оборону Северной Америки, которая была временно возложена на него после событий 11 сентября. В будущем оно будет являться специальным командованием по разработке концепций будущего и заниматься организацией операций с участием различных видов вооруженных сил. Неизменными остаются зоны ответственности Главного командования специальных сил (SOCOM) и Транспортного командования (TRANSCOM).
Заботы Брюсселя
Информация о новых командных структурах недавно дошла и до Джорджа Робертсона (George Robertson) - генерального секретаря НАТО. Президент США попросил его, чтобы тот освободил с октября 2002 года от своих обязанностей главнокомандующего Главным командованием НАТО в зоне Атлантического океана (SACLANT). Он, мол, таким образом, мог бы сосредоточиться на задачах в качестве командующего Joint Forces Commands. Обязанности должен временно исполнять его заместитель до той поры, пока в рамках идущего пересмотра командных структур НАТО не будет найдено решение на длительную перспективу.
За просьбой Вашингтона кроется куда большее. По мнению Пентагона в натовском командовании на Атлантике (ACLANT) больше нет нужды. Но ACLANT не просто какое-нибудь командование, оно равноценно по положению Главному командованию НАТО в Европе - одному из двух самых важных военных органов альянса. ACLANT - важнейший военный плацдарм НАТО на американском континенте. Оно наделено значительными полномочиями. В связи с этим ему подчинены также силы ВМС США на Атлантике. В его подчинение переходят стратегические ядерные средства, находящиеся на борту подводных лодок США и Великобритании, если те будут передаваться НАТО в случае кризиса.
Под угрозой мелкие командования НАТО
К этому надо добавить, что расформирование Главного командования на Атлантике или даже cнижение его роли имело бы серьезные последствия для НАТО. Не получается ли так, что Вашингтон отказывается от совместного обеспечения морских путей на Атлантике? Или, быть может, он создает параллельные структуры и зоны ответственности, которые можно будет задействовать в случае войны и без участия НАТО? В обоих случаях для НАТО следствием этого может быть значительная утрата влияния. Была бы потеряна единственная крупная штаб-квартира НАТО на территории США. Под угрозой оказались бы также мелкие командования НАТО, предназначенные для действий в западной Атлантике. Пришлось бы по-новому определять стратегические компоненты НАТО, а также зоны ответственности их применения.
В связи с этим кое-кто в Брюсселе озабоченно задается вопросом, стремится ли Вашингтон к организации более надежной обороны своей страны или к военно-политической независимости или администрация Буша идет еще дальше, ставя своей целью полное отделение от Европы. Собирается ли Буш ограничить возможности влияния Европы, использующей для давления НАТО, или он вообще хочет исключить такие возможности?
НАТО тоже приступила к работе над созданием новой командной структуры. На саммите в Праге, запланированном ноябрь, должны быть вбиты первые колышки, к июню 2003 года все должно быть готово. Почти невыполнимое смелое предприятие. Дело в том, что на саммите НАТО предстоит выработать решение относительно приема в альянс новых членов. Таким образом, на повестке дня сразу же окажутся их претензии на размещение в будущем части натовских командных структур на своей территории. Это комплексная задача, да к тому же и сложная. Поскольку речь идет о том, по крайней мере, таково продекларированное намерение, чтобы вновь создаваемые структуры были совместимыми с задачами, которые предстоит выполнять европейским силам быстрого реагирования. Задача становится еще сложнее теперь, когда Вашингтон говорит о создании своей собственной командной структуры.
Поэтому вряд ли кого удивит, что кое-кто в Брюсселе страстно надеется, что в ходе дискуссии с 18 другими странами-членами НАТО Вашингтон изменит свое мнение относительно Главного командования на Атлантике, в конце концов, решение, ведь, следует искать в компромиссе. Однако карта для этого легла плохо. Поскольку Вашингтон, во-первых, был бы вынужден пересматривать только что принятое решение, во-вторых, он бы вынес свое решение на обсуждение в НАТО и, в-третьих, Брюссель был бы вынужден поспешить за США.
Новый силовой военный центр
В конце июня Вашингтон принял очередное важное решение. Решение об объединении двух важнейших специальных главных командований. Объединяются Командование космических сил (SPACECOM), на которое, тем временем, было возложено также ведение информационной войны, и Главное командование стратегических сил (STRATCOM). Штаб SPACECOM переезжает с военно-воздушной базы в Петерсоне, что в штате Колорадо, на базу ВВС в Оффуте в Небраске. На военно-воздушной базе в Петерсоне разместится штаб Главного командования NORTHCOM, отвечающий за организацию обороны Северной Америки.
Новое стратегическое командование в Оффуте получает широкие полномочия. В нем под одной крышей будут сосредоточены все военные компоненты новой стратегической триады - стратегического инструментария США. Они включают контроль за спутниковой системой США, раннее обнаружение и защиту страны от ракетных ударов, то есть и реализацию программы создания системы противоракетной обороны США, а также ответственность за организацию наступательных операций на большом удалении с применением как обычного, так и ядерного оружия. То, что сначала преподносилось как придание стройности и американским военным командным структурам и их рационализация, на деле оказалось и нечто иным: слиянием воедино уже и сегодня чрезвычайно мощных видов вооруженных сил США. Таким образом, появляется новый, исключительно мощный силовой военный центр, который будет не только определять будущую военную политику Вашингтона, но и бороться за деньги.
Варианты операций с применением ядерного оружия
Более того, с появлением нового стратегического главного командования свою реализацию находит впервые принципиальная и оспаривавшаяся идея пересмотра ядерной стратегии США и структуры вооруженных сил. Оборонительные и наступательные компоненты объединены в такой же мере, как и варианты ведения наступательных операций с применением как обычного, так и ядерного оружия. Ликвидацией угроз для США, воспринимаемых как опасность, имеющая стратегический характер, например, угроз со стороны государств или негосударственных структур, обладающих орудием массового уничтожения, должно в будущем заниматься одно единственное главное командование, имеющее все необходимые полномочия и располагающее по возможности широким и гибким спектром мер реагирования. Оно должно быть в состоянии координировать как оборонительные операции против грозящего нападения, так и планировать удары возмездия.
Ко всему этому оно должно быть в состоянии проводить так называемые превентивные операции - операции, которые должны предотвратить, чтобы Соединенные Штаты вообще могли оказаться объектом для нападения. При этом не имеет никакого значения, представляет ли собой потенциальный нападающий государство или речь идет о негосударственной структуре, например, о международной террористической группировке, религиозных экстремистах или о международных концернах, стремящихся к власти.
Проще говоря, Вашингтон хочет наносить упреждающие удары, прежде чем будет атакован сам. Администрация Джорджа Буша недавно выдумала для этого новое понятие: «оборонительная интервенция». Таким образом, получается, что США очень широко трактуют международное право на самооборону и перемещают место принятия решения о законности развязывания войны из Нью-Йорка в Вашингтон. В начале осени эти идеи найдут отражение в официальном правительственном документе - в новой «Национальной стратегии безопасности».
Особую озабоченность вызывает то, что не исключается проведение превентивных операций с применением ядерного оружия. Аргумент: многие потенциальные цели, расположенные глубоко под землей или, например, в горных бункерах, невозможно уничтожить с помощью обычного вооружения. Ядерное оружие, быть может, специально разработанное для этого, единственное подходящее средство для их уничтожения. Но такие ядерные удары по уничтожению подобных целей могут наноситься и по неядерным государства - у террористов нет национальности. Здесь следовало бы снова вспомнить о международном праве. Разумеется, аргументирует администрация Буша, ядерное оружие является последним средством, если ничто другое не обещает успеха. Именно поэтому важно, что право выбирать между возможностями будет находиться в руках одного единственного Верховного командования, продолжает она. Но если администрация рассматривает это в качестве аргумента в пользу того, что вероятность применения ядерного оружия, таким образом, уменьшается, критики видят все это с точностью до наоборот. Стирается грань между обычными и ядерными вариантами операций, говорят они. Ядерное оружие превращается в «нормальный» инструмент ведения войны и, таким образом, увеличивается вероятность того, что оно, как более эффективное, и будет применено.
Революция Буша и Европа
Насколько Европа нужна США? Как реагирует Европа на развернутую США дискуссию о будущем НАТО? Как Европа реагирует на новую концепцию устрашения, на решение Вашингтона рассматривать терроризм и его поддержку в качестве основания для интервенции и говорить о доктрине «Границы суверенитета», как ее недавно определил директор управления планирования Министерства иностранных дел США Ричард Хейс (Richard Haas)?
Пока в реакции Европы на происходящее выделяются три характерных аспекта. Европейская политика реагирует, прибегая к оборонительным методам, не имея какой-либо определенной альтернативной концепции. Она реагирует по принципу: «Не так страшен черт, как его малюют». А часто она реагирует, прибегая к критике, которая в корне не верна: Европа обвиняет США в стремлении к односторонним действиям.
Однако стремление к односторонним действиям это не то, чем занимается нынешняя администрация США. Администрация Буша просто считает неизбежным из соображений национальных интересов ликвидацию существующих ограничений свободы действий американцев, прежде всего, в военной области. Делается это с целью, чтобы иметь возможность более гибко действовать в будущем.