Александр Лукашенко, по-диктаторски управляющий страной, невозмутимо закручивает гайки в отношении своей и без того подавленной оппозиции. С той поры, как в результате фальсифицированных в 2001 году президентских выборов, президент заставил утвердить себя на своем посту на очередные пять лет, он стремится систематически подвергать разгрому оппозиционные структуры.
Перед выборами давно расколотая оппозиция попыталась выдвинуть единого кандидата в лице руководителя профсоюза Владимира Гончарика. После выборов Лукашенко занялся тем, чтобы не только осушить финансовые потоки очень влиятельного Союза профсоюзов, насчитывающего четыре миллиона человек, но и поставить его под свой контроль. В итоге в конце 2001 года Гончарик, доведенный до нервного истощения, как и другие руководящие профсоюзные деятели, отступил. Он - уже в московской эмиграции, возглавляет головную организацию профсоюзов СНГ. Но и новый лидер профсоюзов Франц Витко быстро заслужил нелюбовь в Минске из-за того, что организовывал демонстрации против Лукашенко. На прошлой неделе по настоянию главы государства он был переизбран на заседании президиума, проходившем за закрытыми дверями. Вопрос относительно преемника Лукашенко взял лично в свои руки: на прошлой неделе Совет профсоюзов был вынужден назначить новым лидером Союза профсоюзов Леонида Козика, оказавшимся, кстати, заместителем главы президентской администрации.
Белоруссия оказывается не только во все большей международной изоляции. Невиданным падением характеризуется уровень отношений с Западом, что связано с продолжающимся конфликтом с Организацией по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). Задачей ОБСЕ являлось, собственно, оказание помощи в создании в стране демократических структур. Но с момента открытия миссии ОБСЕ в 1998 году она была для режима настоящей занозой. Лукашенко постоянно обвинял главу миссии Ганса-Георга Вика (Hans-Georg Wieck), вышедшего в конце 2001 года на пенсию, в «шпионаже» и поддержке оппозиции. В апреле временно исполняющий обязанности главы миссии был вынужден освободить свой пост из-за того, что ему было отказано в разрешении на пребывание в стране. В начале июня своего дипломатического статуса был лишен также его заместитель Эндрю Карпентер (Andrew Carpenter). Ему дали только 14 часов, чтобы покинуть страну, сообщил Карпентер корреспонденту газеты: «Даже шпиону дают на это, по меньшей мере, сутки».
Будущее миссии остается, как и прежде, неизвестным. ОБСЕ пытается закулисно «нормализовать» отношения, но Белоруссия со своей стороны свою очередь, настаивает на ограничении мандата. Впрочем, упреки, будто миссия должна пойти на это, председатель ОБСЕ Жоао де Лима Пиментель (Joao de Lima Pimentel) решительно отвергает: Белоруссия своими усилиями по «замораживанию» работы миссии ОБСЕ вредит только сама себе.