<a href="http://www.inosmi.ru/stories/02/07/19/3109/149569.html">Часть восьмая
Он взял веревку, грубо схватил меня и попытался связать. Я сопротивлялась изо всех сил, но он был сильнее меня, и после ожесточенной схватки ему удалось связать мне руки и разорвать одежду на спине.
Затем он взял кнут и стал обхаживать им меня со всей силы по плечам. Он мощно замахивался своим инструментом для пыток, и кнут со страшной силой, со щелчком опускался на вздрагивавшее мясо. Кнут прорезал кожу, оставлял после себя широкие полосы. С моей спины закапала теплая кровь. Боже мой, внутри я переживаю эти мучения до сегодняшнего дня!
Пытке, о которой рассказывает черная рабыня Элизабет Кеклей (Elisabeth Keckley), ее подверг один из друзей хозяина в приступе садизма. Без всякого повода. Просто так. Когда 18-летняя девушка пожаловалась своему хозяину, тот ударил ее в довершение еще и стулом. В конце концов, она, ведь, всего лишь рабыня. Собственность, которая может передвигаться, как скот. Рабочий скот, у которого нет никаких прав. Ее можно перепродать, наказать, а если у мужчины появится желание, то и переспать.
В 1619 году голландский капитан доставил в Виргинию первых черных рабов. До 1800 года их число в южных штатах США выросло до миллиона. С ними обращались не всегда так плохо, как с молодой Элизабет: рабочая сила ценится слишком высоко. На ней держится производство табака и хлопка, составляющих основу благосостояния плантаторов Виргинии или Каролины.
«Пока не разъединит вас смерть или расстояние»
Однако рабы-негры не имели права голоса, они не могли свидетельствовать против белых в суде. А для торжественного свадебного обещания, которое с юридической точки зрения не являлось обязывающим, плантаторы из желания оставить за собой право перепродавать одного из супругов по своему желанию придумали такую формулировку: «Пока не разъединит вас смерть или расстояние». Во многих районах черным под угрозой наказания запрещали учиться читать и писать.
Золотая лихорадка
Кто еще стоит на пути США, голодных на землю и власть? Во Флориде - испанцы. Они слабы. Их громадная колониальная империя в Южной и Центральной Америке трещит по швам, от Мексики до Аргентины - везде берут верх движения, выступающие за независимость. Генерал Джексон (Jackson) захватывает пару городов и изгоняет испанского губернатора. Бывшая мировая держава уже неспособная к сопротивлению и в 1819 году продает Соединенным Штатам Флориду за пять миллионов долларов. Несколько позднее на прицеле уже другой кусок территории: Техас. Район принадлежит Мексике, которая только что получила независимость. Но с начала 19 столетия все больше поселенцев устремлялось с Севера на мало заселенные земли на Рио-Гранде, и долго терпеть опеку слабого правительства из далекого города Мехико им не хотелось. В 1835 году они восстали.
«Мелодия смерти Аламо»
С великолепно обмундированной армией в составе 3 000 человек диктатор Санта Анна (Santa Anna) проводит карательную операцию. 190 бойцов за свободу укрываются в монастыре миссионеров и удерживают превосходящего врага в течение двенадцати дней. Потом в ближнем бою они все до последнего человека погибают. Духовой оркестр армии Санта Анны исполняет по этому поводу медленную мелодию, которая становится в Америке бессмертным произведением под названием «Мелодия смерти Аламо».
Однако двумя месяцами позже тщеславный властитель, который охотно называет себя «Наполеоном (Napoleon) Запада», проигрывает сражение под Сан Джацинто значительно уступающему по численности корпусу добровольцев и пытается бежать, переодевшись в форму ефрейтора. Несмотря на это, солдаты узнают его и отдают ему, как положено, честь. Техасцы берут Санта Анну в плен. Большинство хочет его линчевать, однако командующий Сэм Хьюстон (Sam Houston) отпускает его (только вскоре с ним придется встретиться на поле боя). Техас становится независимым. И хочет стать американским, «как невеста, украшающая себя, готовясь к встрече со своим супругом», поэтическим огнем Сэма Хьюстона - теперь президента Техаса.
После десяти лет борьбы за любовь - противники рабства в Конгрессе не желают принимать в состав США штат, где сохраняется рабство, - невеста добивается взаимности. В 1845 году Техас принимают в состав США. Санта Анна опасается худшего. На какое время Соединенные Штаты оставят в покое северные провинции Мексики Калифорнию и Нью-Мехико? Президент США Джеймс Кнокс Полк (James Knox Polk), который как раз договаривается с Англией по поводу приобретения Орегоны на северном побережье Тихого океана, собирается в силу «очевидных обстоятельств» расширить границы США до западного побережья и на юге. После незначительного пограничного инцидента у Рио-Гранде начинается война.
Мексиканцы мужественно обороняются. В то время, как американские орудия наносят страшные бреши в их рядах, пули из оружия дульного заряжания даже не долетают до позиций американской артиллерии. В 1847 году войска США берут город Мехико и устраивают при этом страшную сцену: американские дезертиры должны наблюдать за последним боем, находясь на виселицах, их головы были уже в петле. Когда штурмом берется последний бастион мексиканцев, их вешают.
США теряют в этой войне 13 000 человек. Только 2 000 из них пали в боях с врагом, остальные умерли от малярии, болотной лихорадки и дизентерии. По мирному договору, подписанному в 1848 году в Гваделупе-Идальго, они получают все мексиканские владения севернее Рио- Гранде. Спустя 70 лет после своего основания, США простираются, как говорится в известном выражении, «от моря (на Востоке) до мерцающего моря» (на Западе).
Золотая лихорадка в Калифорнии
Теперь громадное пространство, равное по территории Европе, необходимо наполнить жизнью. Помогает случай. Незадолго до заключения мирного договора с Мексикой в северных районах Калифорнии обнаруживают месторождения золота. На Запад устремляется поток ловцов удачи, разбойников, проституток, торговцев, ремесленников и миссионеров. Становятся длиннее вереницы крытых повозок, устремившиеся еще два десятилетия назад в поисках новой родины в плодородных долинах по ту сторону Роки Моунтен. Только в 1849 году в США прибыли 300 000 человек, и уже далеко не одних только англичан.
Немцы прибывают из голодных районов Пфальца или Хунсрюка. Ирландцы, у которых дома англичане ведут себя как колониалисты, тоже хотят лишь одного: бежать от нищеты. Эта задача настолько захватывает их, что Алексис де Токвиль (Alexis de Tocquelle) еще в 1840 году писал в своей знаменитой работе «О демократии в Америке»: «Таким образом, жажда богатства является обычным стимулом в действиях американцев. Все это придает их страстям прикладной характер». Стимул, - который останется навсегда постоянной чертой Америки.
Темпы, с которыми зажиточная прибрежная английская колония превратилась при жизни одного поколения в крупнейшее государство мира, не оставляют американцам времени для теоретизирования и философствования. Требуются решения прагматического характера, и это навсегда останется характерной чертой для страны неограниченных возможностей.
В 1830 году, еще раньше Германии, США начинают строительство железных дорог. Построенный вскоре участок между Чарльстоном и Атлантой становится самой длинной железнодорожной веткой в мире. В 1807 году Роберт Фултон (Robert Filton) конструирует первый пригодный для эксплуатации пароход - и через некоторое время на реках и озерах появляются целые пароходные флотилии. Самуэль Морзе (Samuel Morse) изобретает телеграф, Маккормик (McCormick) - машину для сбора урожая, Ремингтон (Remington) - выпускает пишущие машинки. А Самуэль Кольт (Samuel Colt) начинает производство названного его именем револьвер таким образом, что, однажды, это окажется сродни революции в мировой экономике: одинаковые детали оружия изготавливаются в больших количествах, а потом собираются. В 1849 году сделано еще одно счастливое изобретение, открывшее новую эру: появилась безопасная (английская) булавка.
Склонность к изоляционизму
Вырисовывается еще одна важная черта Америки: склонность к изоляционизму. Громадная страна самодостаточна. Безграничное экономическое пространство со всеми важнейшими полезными ископаемыми, не стесненное опасным соседством с другими странами. Мексиканцы на юге безнадежно слабее, их северные провинции отделены от США просторами каменистой пустыни. Населенная Канада - всего лишь узкая полоска земли на окраине Арктики, где к тому же говорят в целом на таком же языке. А от остального мира Америка отделена океаном.
Когда в 823 году президент США Монроу (Monroe) обнародует названную по его имени доктрину «Америка для американцев!», это фраза звучит еще, скорее, как просьба, а, спустя 25 лет, - уже как приказ. У нас вам, европейцам, искать больше нечего! Остальной мир нам безразличен. Но за ограничениями, разумными для периода становления, в будущем для самой страны будет скрываться опасность ограниченности. Демонстрация отдаленности станет хронической американской ошибкой.
<a href="http://www.inosmi.ru/stories/02/07/19/3109/153961.html">продолжение следует