Это было всего лишь небольшое сообщение из девяти строчек в российской армейской газете «Красная Звезда», но, несмотря на это, в войсках его люди читали, как наэлектризованные. Под заголовком «Выплаты обеспечены» пресс-служба Министерства обороны разъясняла, почему 1,2 миллиона солдат и офицеров должны дожидаться, видимо, несколько недель, а, может, даже и месяцы своего денежного содержания за июнь и июль.
Мол, произошли «задержки в перечислении средств». При этом президент Владимир Путин планировал повысить денежное содержание военнослужащим к 1 июлю. Оно, конечно, тоже оказалось не таким уж солидным. Так, командир роты должен был получать в месяц на 988 рублей больше. Вместо этого он пока не получил ни копейки. Унижения подобного рода заставили офицеров в ходе опроса по поводу «социально-экономического положения и правовой ситуации военнослужащих», которое было проведено по заданию российского правительства, дать вооруженным силам самую плохую оценку.
«Мы живем хуже бродяг, так дальше продолжаться не может. Отношение к армии нужно менять в принципе», - сказал один офицер-пограничник. Армейскому руководству это выражение недовольства кстати. В конце концов, оно добивается значительного увеличения военных расходов в бюджете на 2003 год. Более половины опрошенных оценило свое собственное материальное положение как «неудовлетворительное». Статистика подтверждает это. Если верить ей, то 46,2 процента военнослужащих и членов их семей живут «за чертой бедности». Впервые с момента распада Советского Союза денежное содержание в армии - в среднем 3 198 рублей (100 евро) - оказалось ниже заработной платы рабочего. Семейный доход военнослужащего составлял, включая все льготы, 6 114 рублей.
Особенно страдают семьи. Каждая вторая офицерская жена вынуждена экономить на питании. 70 процентов опрошенных признались, что не могут позволить себе пойти в кино и справить необходимую одежду. В отпуск раньше чем через двенадцать лет не уедешь. 200 000 офицерских семей являются по-прежнему «бездомными». И это при том, что они получили законодательно оформленное обещание о предоставлении своего собственного жилья.
В войсках царит глубокая безнадежность. «Конечно, нет разговоров о путче, но мотивация к службе замерла на нулевой отметке», - говорит московский военный эксперт Павел Фельгенхауэр. Многие держатся на плаву за счет побочной работы, работают, например, таксистами. После окончания ельцинской эпохи положение практически не улучшилось. При этом военный бюджет за данный промежуток времени увеличился в три раза. Куда уходят деньги, в этом году примерно десять миллиардов долларов США, никто точно не знает.
Солидный куш забирает война в Чечне. Там вооруженные силы строят военные городки с детскими садами, школами и казармами. «Мы ни в чем не испытываем недостатка. Сегодня у нас есть буквально все, что нам нужно: достаточно горючего, боеприпасов, техники, оружия», - говорит командующий Владимир Молтенской. Однако военный успех в партизанской войне, между тем, заставляет себя ждать. Ничуть не меньше могут быть «расходы», связанные с коррупцией и растратами. То в прошлом году запросто исчезает 21 тонна серебра, то пропадает огромное количество горючего, то генералы, как это было во времена Ельцина, затевают строительство шикарных вилл в самых дорогих районах Подмосковья.
Денег на приобретение новых систем вооружений нет, если помнить о дорогостоящих престижных проектах, таких, как спуск на воду крупнейшей атомной подводной лодки «Дмитрий Донской» или строительство новой межконтинентальной баллистической ракеты типа «Тополь-М». Ядерное разоружение, в ходе которого количество боеголовок сокращается с 6 000 до 1 700-2 200 единиц, может быть профинансировано только с западной помощью.
Путин собирается к 2010 году сократить численность вооруженных сил на 350 000 человек и довести ее до 850 000 человек, а в перспективе создать профессиональную армию. Начало положено в эти дни в 76-й гвардейской воздушно-десантной дивизии в Пскове. Первый этап реформы этого сравнительно небольшого соединения уже обошелся в добрых 90 миллионов евро.
Как теперь смягчить в социальном плане по всей России последующую волну увольнений военнослужащих остается загадкой, как и то, как финансировать вооруженные силы. На Ладожском озере, например, недалеко от небольшого городка Приозерск, находится секретная военно-морская база. Там никто не помнит, когда там в последний раз проводились испытания торпед. Корабли ржавеют. Несмотря на это несколько сот мужчин со своими семьями несут сторожевую службу. Дело в том, что другой работы не найти, и гарнизон должен быть закрыт.
В Мариновке, в пустынном районе, покрытом песками, под Волгоградом, на немецкие деньги было построено 1 322 квартир для офицеров Западной группы войск, выведенных из ГДР. Вся программа, предусматривавшая строительство 45 000 квартир, обошлась в 8,35 млрд. немецких марок. «Нас здесь выгрузили посреди степи», - жалуется один военный летчик. Офицеры перебиваются, кто как может. Одни ремонтируют немецкие машины, другие охотятся на волков или стоят на рынке и отвешивают вяленую рыбу.