Президент Организации стран, экспортирующих нефть (ОПЕК), министр нефти Саудовской Аравии Рильвану Лукман (Rilwanu Lukman) пригрозил объявить Кремлю в связи с его экспансионистским курсом в нефтяном экспорте открытую ценовую войну. Это произойдет в том случае, если Москва увеличит свою долю на рынке в ущерб ОПЕК.
Россия, сказал Лукман на конференции в Лондоне, должно быть «глупа, постоянно рассчитывая на то, что другие будут что-то предпринимать для повышения цен, а сама она может, мол, продолжать увеличивать добычу». Россия, собственно должна понимать, что в ее интересах, затронул президент слабую струну Москвы, которая заинтересована в стабильной цене на нефть. ОПЕК, подчеркнул Лукман, и без того вышла бы победителем в ценовой войне. Дело в том, что ее члены имеют свободные резервы для увеличения экспорта в размере 6 миллионов баррелей нефти, добытой с меньшими производственными затратами. Кстати, возможная ценовая война могла бы опустить цену баррели нефти с 25 до 12-15 долларов США, делает вывод эксперт по нефти Лео Дроллес (Leo Drolles). И это могло бы затронуть интересы ОПЕК, по меньшей мере, в не меньшей степени, чем и интересы Москвы.
Увеличение Кремлем экспорта полностью укладывается в рамки политики сближения России с Западом, которая проводится со времени террористических актов, совершенных 11 сентября. США приветствуют нефтяной импорт из России, поскольку, таким образом, они снимают с себя зависимость от государств Персидского залива. Но нефтяной картель не хочет соглашаться с тем, чтобы русские завоевывали рынки, которые он до сих пор контролировал сам, такие, например, как Северная Америка. Атака со стороны ОПЕК является, очевидно, реакцией на первую непосредственную поставку российской нефти в США. Ее доставила на прошлой неделе в Хьюстон компания «Юкос» - второе по величине нефтедобывающее предприятие России. Сенсационное мероприятие, которое и США, и русские рассматривают, несмотря на все трудности, в качестве пилотного проекта. Ведущая в нефтяной отрасли России компания «Лукойл», которая уже приобрела в США сеть автозаправочных станций "Getty", собирается теперь строить порты для перевалки экспорта, из которых танкеры будут доставлять нефть в Северную Америку.
Если отношения с США у Москвы процветают, то для арабского мира она дает повод для расстройства. Так, Москва все определеннее становится на сторону Иерусалима в израильско-палестинском конфликте. До открытого конфликта с государствами Персидского залива дело пока не дошло, поскольку позиции Москвы усиливает то, что она до сих пор являлась важным союзником Ирака и выступала против нанесения американцами удара по Багдаду, а также требовала отмены экономических санкций. Но и эти позиции становятся ненадежными.
И вот государства Персидского залива почувствовали, что в том случае, если Москва и Вашингтон договорятся о нефтяном бизнесе, то они могут потерпеть экономическое поражение. К 1 июля Россия сняла мораторий на пятипроцентное сокращение экспорта в первом полугодии, согласованный с ОПЕК, но квоты были тайно значительно превышены еще за несколько месяцев до этого срока. Так, за первые пять месяцев этого года Россия увеличила экспорт на 15 процентов, доведя его до 525 миллионов баррелей. Из этого количества 60 миллионов баррелей - самая большая доля - ушла в Германию. В то же время добыча нефти в России увеличилась в первом полугодии только на 8,4 процента, достигнув 1,27 млрд. баррелей. ОПЕК же, напротив, с начала прошлого года сократила добычу в общей сложности на 20 процентов.
«Немецкий банк» исходит в своем исследовании из того, что Россия в период до 2005 года увеличит добычу нефти до 2 миллионов баррелей нефти в сутки. Исследовательский институт США "Stratfor" уже видит в Москве «более крупного экспортера нефти, чем Саудовская Аравия». В феврале Россия впервые отправила на экспорт нефти больше, чем Саудовская Аравия. Советник президента по экономическим вопросам Андрей Илларионов поддерживает эту линию: нефтяная промышленность России должна вернуть себе на рынке позиции, которые имел Советский Союз. «Мы не проникаем на чужие рынки, мы лишь возвращаем, то, что принадлежало нам», - вторит глава компании «Юкос» Михаил Ходорковский.