Калининград, Россия, 23 июля 2002 года. В 2004 году Европейский Союз (ЕС) планирует передвинуть свои границы на восток, что может стать самым мирным расширением в истории. Для миллиона жителей Калининградской области - российского прибалтийского анклава - которые окажутся полностью окруженными новым супергосударством, угроза изоляции представляет одновременно и кризис, и новые возможности. "Через 10 лет эта территория станет либо новым Гонконгом на Балтике, либо новым вариантом Восточного Берлина", - говорит Инна Коновалова, местный торговец янтарем. Наблюдатели говорят, что то, как будет решаться вопрос с Калининградской областью, может стать поучительным для будущих российско-европейских отношений.
До настоящего времени эта территория размерами с американский штат Нью-Джерси славилась всего тремя вещами: своим незамерзающим морским портом, где размещался штаб Балтийского флота России; своим янтарем; и Куршской косой - покрытым песчаными дюнами, заболоченным, заросшим деревьями узким полуостровом, который Организацией ООН по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) объявлен заповедным наследием мировой культуры. Но, когда на горизонте просматривается столкновение с Европой, эта область становится объектом пристального внимания. Станет ли президент России Владимир Путин сохранять Калининград как всего лишь один из субъектов Российской Федерации? Или он позволит местному населению самому определить условия своей интеграции с Европой?
Россия сохраняет экономический и политический контроль над этим оседлавшим берег Балтики регионом в течение всего последнего десятилетия, но этот контроль рухнет, как только вступят в силу таможенный и визовый режимы ЕС в соседних Польше и Литве. Россия уже не сможет снабжать этот отрезанный регион дешевыми энергетическими ресурсами, сырьем для его промышленных предприятий или предметами снабжения для ржавеющего Балтийского флота. "Пришло время для радикальных перемен, говорит Сергей Пасько, лидер независимой Балтийской Республиканской партии. - Если Москва не может решить наши проблемы - а она не может - тогда мы должны повернуться лицом к Европе".
Партия г-на Пасько немногочисленна, но многие калининградцы говорят, что, по их мнению, ее план проведения общественного референдума по вопросу отделения от Москвы и объединения с ЕС может оказаться единственной практической опцией для этого региона, если Кремль не найдет компромиссов, которые позволят местным жителям и предпринимателям продолжать их уже и без того обширные контакты с Европой. В соответствии с планом г-на Пасько, Калининград останется номинально российским, но местные власти возьмут под свой строгий контроль всю иммиграцию и перемещения в пределах своей территории. "Основная проблема в том, что Европа никогда не откроет свои границы с Калининградом, пока мы открыты для Востока, и любой человек из России может просто прилететь сюда", - говорит г-н Пасько.
Пограничный контроль, однако, это определенная степень суверенитета, с которой Кремль едва ли расстанется. На прошлой неделе Кремль назначил парламентария-националиста Дмитрия Рогозина чрезвычайным президентским эмиссаром в Калининграде. Местным жителям известно, что специальный посланник Кремля есть еще всего лишь в одном российском регионе - в мятежной Республике Чечня - и поэтому кое-кто опасается, что этот шаг может стать прелюдией к введению в регионе своеобразного военного положения.
"Здесь вам не Чечня, и подобные страхи сильно преувеличены, - говорит Александр Милко, директор Союза бизнесменов и предпринимателей, крупнейшей в регионе ассоциации частного сектора. - И все же Москва, возможно, стремится отыскать пути усиления своего влияния на регион". Но, по его словам, "пока не будут найдены реальные решения дилеммы Калининграда, он все так же будет опустившимся, несчастливым и нестабильным регионом в центре Европы".
Россия утверждает, что вполне можно договориться с европейскими лидерами, "При наличии доброй воли с обеих сторон Калининград может стать регионом сотрудничества, который покажет пример для интеграции всей России с Европой, - говорит Михаил Цикель, заместитель губернатора Калининградской области. - Но свободу одним нельзя покупать ценой несвободы других. Нам нужно такое решение, которое позволит всем российским людям, товарам и услугам свободно перемещаться между частями России. Г-н Цикель говорит, что решением может стать согласие Европы на "транзитные коридоры" через Литву, где не будет ни таможни, ни визового контроля, что позволит Москве продолжать снабжение Калининграда как части России.
Но ЕС эту идею отвергает, опасаясь, что подобный коридор станет удобной лазейкой для беженцев, преступников и контрабандистов, стремящихся из Евразии в Европу (так в тексте - прим. пер.). "Маловероятно, что ЕС уступит в этом вопросе, - говорит Валерий Федоров, директор независимого московского Центра политической конъюнктуры. - Но без этого коридора Калининград не сможет стать опытной площадкой для испытания новых моделей сотрудничества между Востоком и Западом".
Москва начала строить в Калининградской области электростанцию, а находящаяся частично в собственности государства нефтяная компания "Лукойл" вскоре начнет бурение в шельфовой зоне как часть усилий по обеспечению энергетической самодостаточности региона после того, как он будет взят в кольцо Европой. Кремль распорядился, чтобы авиаперевозочная компания "Россия" организовала дешевые рейсы между Москвой и Калининградом, а государственная паромная служба вскоре начнет рейсы между этим анклавом и российским городом Санкт-Петербург.
Многие калининградцы говорят, что приветствуют заинтересованность Москвы в развитии своего региона, но что они не хотят никаких договоренностей, которые ограничат их западный стиль жизни. Три четверти калининградских предприятий являются совместными с соседними странами, а не с Россией. С момента распада СССР местным жителям разрешено путешествовать без виз и даже без паспортов в соседние государства. "Я постоянно езжу в Европу, но редко посещаю Россию, - говорит Сергей Чичилин, частный фермер в поселке Колпаки, на север от Калининграда. - Когда я туда все же еду, то понимаю, что уже не являюсь полноценным россиянином. Меня изменило знакомство с Европой".
Некоторые калининградцы злоупотребляют своими привилегиями, занимаясь контрабандой российского янтаря, бензина, сигарет и водки в Польшу и Литву. Подержанные и краденые автомобили из Европы находят дорогу в Калининград для последующей переправки в Россию. Когда станут действовать правила ЕС, к концу этого года эти виды рэкета будут прикрыты. "И что тогда? - спрашивает г-н Милко. - Здешний народ отчаянно нуждается в рабочих местах. Торговля, туризм и промышленность. Если не будет свободного перемещения людей, товаров и услуг, а также и рабочей силы, тогда это место может стать островом отчаяния. Но, если лидеры с обеих сторон найдут приемлемые решения, тогда все наши мечты могут осуществиться".