Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Речь идет совсем не о судьбе Калининградской области

Путин ругается с ЕС, чтобы успокоить своих противников. Ведь для облегчения жизни анклава он не сделал ничего

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
С внутриполитической точки зрения бескомпромиссная позиция Путина по калининградскому вопросу до сих пор оправдывала себя, независимо от того, чем закончится спор. Если ЕС по одному или другому пунктам пойдет на уступки, это в любом случае можно представить как личную победу президента. Если же этого не произойдет, Путин после введения визового режима может свалить всю вину за плохое экономическое развитие Калининградской области на ЕС

В начале 2004 года с расширением Европейского союза на восток его членами станут не только Польша, Литва, Латвия и Эстония. Посреди территории ЕС неожиданно окажется также часть России: Калининградская область - российский эксклав между Польшей, Литвой и Балтийским морем. Но если граждане Польши и стран Балтии, видимо, смогут перемещаться по шенгенской зоне, не подвергаясь пограничному контролю, то калининградцы окажутся перед закрытыми шлагбаумами. Если Брюссель добьется своего, то им без транзитных виз поездки в российскую «метрополию» будут заказаны. До сих пор им для этого достаточно предъявить паспорт.

Возмущен «отделением» не только губернатор Калининградской области Владимир Егоров, возмущен также президент Владимир Путин. С начала года конфликт принял более острую форму. За требованием Москвы о безвизовом передвижении россиян через территорию Польши и Литвы последовали предложения, вроде организации сообщения в «опломбированных поездах» и введения «охраняемых транзитных маршрутов» для легковых и грузовых машин.

В Брюсселе, где более чем готовы оказать Калининградской области с ее четырьмя миллионами жителей поддержку и где рассматривают возможность введения облегченного визового режима, резкая тональность Москвы, вызвала определенное раздражение. Например, когда председатель Комитета по международным делам российской Государственной Думы Дмитрий Рогозин ссылается на Конвенцию о правах человека и требовательно заявляет, что «граждане свободной страны должны иметь в любое время возможность свободного доступа к своей собственной территории». В таком случае он должен задать вопрос самому себе, а что он понимает конкретно под «своей территорией», а также - почему Москва до сих пор не сделала ничего, чтобы обеспечить безвизовый режим в сообщении между Калининградом и российской метрополией. Наметила организацию паромной переправы из порта Балтийска (Пиллау) в Петербург, воздушного сообщения с Калининградом. При этом, хотя и было ясно, что соседи Калининграда вряд ли откажутся от введения визового режима, только у 230 000 граждан, проживающих в Калининградской области, есть заграничные паспорта.

Несколько дней назад Путин назначил новым уполномоченным по делам Калининградской области Рогозина, известного на Западе как человек, придерживающийся жесткой линии. Но одновременно примирительным тоном сказал: «Есть возможность согласовать позиции и найти компромиссное решение». Рогозин неожиданно тоже оказался «готовым к разумным компромиссам». В период до сентября он собирается с группой экспертов выработать позицию российского правительства к предложениям в адрес ЕС.

Жесткая антиевропейская риторика должна успокоить в России, прежде всего, тех, кто считает проевропейский курс Путина ошибочным. Но российский президент не намерен ставить на карту отношения с ЕС ни в среднесрочной, ни в долгосрочной перспективе. По одной лишь причине, которая связана с транзитом из Калининграда и в Калининград. В конечном счете, Союз будет превращаться во все более важного торгового партнера.

С внутриполитической точки зрения бескомпромиссная позиция Путина до сих пор оправдывала себя, независимо от того, чем закончится спор. Если ЕС по одному или другому пунктам пойдет на уступки, это в любом случае можно представить как личную победу президента. Если же этого не произойдет, Путин после введения визового режима может свалить всю вину за плохое экономическое развитие Калининградской области на ЕС.

Чем дольше продолжается спор, тем яснее становится, насколько бессмысленными являются отдельные требования Москвы. Так поляки были возмущены требованием создания «коридора», хотя между Россией и Калининградом вообще нет транзитного маршрута, который бы проходил через Польшу. Поэтому поляки будут выписывать не транзитные, а совершенно нормальные визы.

Когда представители ЕС дали понять, что они были бы готовы пойти навстречу даже требованию России по поводу опломбированных вагонов, которые бы следовали через территорию Литвы, и относительно того, чтобы ЕС построил соответствующую ветку, Москва вдруг отыграла назад. Представление о том, что россиянам действительно пришлось бы пересекать соседнюю страну в опломбированных поездах, действительно выглядит каким-то гротеском.