Владимир Путин считается аккуратным человеком и что касается переписки с главами государств. И все же по отношению к одному авторитетному адресату российский президент остается должником: он не ответил Папе римскому.
Несколько недель назад Иоанн Павел II (Johannes Paul II) попросил Путина объяснить, почему католическому епископу Иркутска Ержи Мазуру (Jerzy Masur) не разрешили вернуться в Россию и объявили нежелательной персоной. Глава Кремля молчит. Римско-католический архиепископ Москвы Тадеуш Кондрусевич (Tadeusz Kondrusiewicz) предполагает, что «произошло нечто из ряда вон выходящее». На Путина, по его словам, оказал давление Патриарх Русской православной церкви (РПЦ) Алексий II. Президент неоднократно заверял, что между Россией и папским престолом не существует никаких разногласий и что он готов в любое время пригласить Папу, разумеется, по согласованию с Патриархом. Визит Папы был бы полезен для международного авторитета Путина. В то же время такой визит шел бы вразрез с изоляционистской политикой верхушки РПЦ по отношению к Риму. Она невозмутимо обвиняет католиков в прозелитизме, переманивании православных христиан, хотя римский понтифик давал понять патриарху по различным каналам, что между двумя родственными церквями может идти «только братский диалог».
Может, патриарх пригрозил президенту церковным наказанием, если тот вдруг займет отличную от православия позицию? Таким вопросом задаются в окружении архиепископа Кондрусевича. То, что имеются случаи излишнего рвения, преимущественно среди польских клерикалов, работающих в России, Ватикан не отрицает. Но целенаправленное переманивание? Нет, говорит председатель Папского совета немецкий кардинал Вальтер Каспер (Walter Kasper), и направляет подробное письмо в адрес «министра иностранных дел» Московской патриархии митрополита Кирилла. Директивы, направляемые из Рима, ясно и недвусмысленно говорят о том, что церковь должна соизмерять размах своей миссионерской деятельности в посткомунистической России с существующими «экуменическими рамками».
То есть, - отказ от какого-либо давления на православных христиан, нет - «помыслам о конкуренции». Митрополит направил кардиналу целое досье с перечислением деталей мнимого прозелитизма на «канонической территории православия». Оно наполнено обвинениями в адрес католиков. На основании длинного списка общин, которые имеют в своем названии слово «миссионерский», авторы досье делают вывод, что у членов этих общин нет иных задач, кроме, как миссионерских. А это в представлении Москвы и есть как раз прозелитизм. Под это определение подпадают также детские сады, приюты для сирот и центры молодежи.
Тем не менее, кардинал Каспер видит в послании и полученном досье позитивные сигналы. Кардинал надеется даже на возобновление в ближайшее время диалога с Патриархом. После создания четырех апостольских администраций регулярные контакты с российскими духовниками были прерваны. Активнее чем прежде православие настаивало на своем тезисе о «канонической территории» - понятии, представляющим собой симбиоз «российской земли» и ее культуры. Прежние, уже казалось преодоленные разногласия, проявились вновь. Возможно, считает оптимистически настроенный кардинал Каспер, речь идет только о различиях в восприятии мира, которые должны не противоречить, а взаимно дополнять и обогащать друг друга. Если сегодня встречаются и решают сотрудничать президенты России и США, то есть представители двух держав, которые были прежде кровными врагами, то было бы «скандалом, если бы это тем более не стало возможным в отношениях между церквами, которые молятся за примирение и прощение».
Православный теолог Оливер Клемент (Oliver Clement), преподающий в Париже, считает обвинения в прозелитизме «отговоркой». С ее помощью ставится задача воспрепятствовать расширению влияния католической церкви в России, которая «в настоящее время замкнулась сама в себе». «Путин пытается укрепить свои позиции в народе, поэтому зависит от поддержки со стороны православия», - сказал теолог. По его словам, в стране царит тоска по «старой России, когда государство и церковь представляли единое целое». Клемент в этой связи, умеряет надежды Каспера на прогресс в официальном католическо-православном диалоге: «В ближайшей перспективе я вижу в этом плане не много возможностей». Не является ли упорное молчание главы Кремля в ответ на послание Папы подтверждением этого