Тбилиси, Грузия, 24 июля 2002 года. Нападение на самую известную здесь организацию борцов за права человека заставило некоторых обозревателей задуматься, а действительно ли эта бывшая советская республика идет по пути демократического развития. Ранее в этом месяце с десяток молодых парней ворвались в офис Института свободы (Liberty Institute), неправительственной организации, финансируемой правительством США и Фондом Сороса (Soros Foundation), и избили нескольких сотрудников. "Это одно из самых злобных нападений на защитников прав человека, какое только было на территории бывшего Советского Союза, - говорит Элизабет Андерсен (Elizabeth Andersen), исполнительный директор отдела Европы и Средней Азии правозащитной организации "Human Rights Watch". - Это нападение показывает, что в Грузии защитникам прав человека угрожает серьезная опасность".
Местные обозреватели интерпретируют совершенное на прошлой неделе нападение как более широкий сигнал от сил внутри правительства, что оно планирует обрушиться на диссидентов. Оппозиционные партии в ходе недавних выборов в местные органы власти показали свою силу. Институт свободы, разоблачая широко распространенную коррупцию, впал в немилость у правительства президента Эдуарда Шеварднадзе. Этот институт также является главной движущей силой, которая агитирует за реформы в западном стиле.
"Мы сегодня являемся свидетелями борьбы между интересами коррумпированных чиновников и силами, которые хотят демократии, а Институт свободы является одной из важных организаций, которая наблюдает за этим процессом, - говорит Арчил Гегешидзе, старший научный сотрудник независимого Грузинского фонда стратегических и международных исследований. - Это борьба не на жизнь, а на смерть, а сегодня наступил критический момент для будущего Грузии. Мы либо пойдем вперед, либо откатимся назад".
В ответ на нападение 10 июля г-н Шеварднадзе заявил следующее: "Такие вещи не происходят в нормальной стране". Он также попросил власти провести расследование. А в выступлении по радио на прошлой неделе он попытался занять примиренческую позицию, призвав к более активному диалогу между политическими партиями. "Диалог - один из способов избежать конфронтации", - сказал г-н Шеварднадзе, добавив затем, что "общество, кажется, еще не готово к нормальному диалогу". Его комментарии прозвучали после того, как девять политических партий выпустили заявление в связи с данным нападением, в котором критиковали правительство за то, что оно несет, по крайней мере, косвенную ответственность за этот инцидент.
Этот инцидент нанес очередной удар по все еще хрупкой сети в основном молодых, ориентирующихся на Запад общественных институтов, которые представляют собой находящееся пока в стадии эмбрионального развития гражданское общество Грузии. "Удар по Институту свободы является ударом по всем неправительственным организациям┘ и для всех он принес одинаковое сообщение", - говорит Марк Муллен (Mark Mullen), директор тбилисского отделения Национального демократического института (National Democratic Institute).
Выступая за широкие реформы - и осуществляя мониторинг деятельности правительства, а также следя за широко распространенной коррупцией - неправительственные организации являют собой критически важный фактор, который определяет, сумеет ли Грузия стать действительно демократическим, плюралистическим обществом. Но в последние годы растет число свидетельств как нетерпимости правительства к критике, так и его нежелания защищать права человека.
Осенью прошлого года официальные представители министерства государственной безопасности, обозленные тем, что в эфире прозвучали сообщения о якобы имеющей место в правительстве коррупции, ворвались в помещения независимой телевещательной станции "Рустави-2", с которой Институт свободы поддерживает тесные отношения. Только после мощных уличных демонстраций протеста г-н Шеварднадзе уволил нескольких своих наиболее приближенных чиновников.
Институт свободы, работающий примерно так же, как Американский союз гражданских свобод (American Civil Liberties Union), сыграл ключевую роль в принятии закона о свободе информации. Но сегодня свободе средств массовой информации (СМИ), по заявлению сотрудников этого института и других неправительственных организаций, угрожают некоторые правительственные законодательные инициативы. Они указывают на предлагаемые поправки, которые снова сделали бы уголовно-наказуемой диффамацию, предусмотрев до 5 лет тюремного заключения за оскорбление "чести и достоинства" государственных чиновников.
Неправительственные организации указывают также на попытки правительства Грузии установить более сильный правовой контроль за деятельностью неправительственных организаций и источниками их финансирования, что позволило бы правительству проверять и утверждать получение финансовых средств от заграничных источников. Г-н Шеварднадзе публично поддержал этот шаг, как способ гарантировать, что неправительственные организации не поддерживают связей с террористами. Когда его министр финансов выразил несогласие с данным планом, он был уволен, хотя его деятельность одобряли руководители международных финансовых институтов, которые играют важную роль в обеспечении грузинского бюджета.
Другим полем битвы является религиозная свобода. В последние два с половиной года против различных религиозных меньшинств Грузии было совершено более 100 задокументированных враждебных акций, но правительство ничего не предприняло для прекращения насилия и не произвело никаких арестов. Нападения - большая часть которых была направлена против секты Свидетелей Иеговы - стали предметом многочисленных докладов о нарушении прав человека и письма протеста 15 американских сенаторов в адрес г-на Шеварднадзе от 15 мая с.г.
Институт свободы обвиняет правительство Грузии в том, что оно инсценировало нападение, обставив его как выступление грузин, возмущенных тем, что институт защищает религиозные свободы. "Религия - не более чем предлог для нападения на нас┘ Разумеется, правительство этого сказать не может, иначе станет ясно, что оно обрушилось на нас за разоблачение коррупции, а поэтому и была придумана ссора из-за религии, чтобы с ее помощью поколотить нас, - говорит Леван Рамишвили из Института свободы, который был в числе пострадавших во время нападения. - Это очень удобно, потому что большинство грузин - почти все из которых являются православными христианами - не волнует судьба членов секты Свидетелей Иеговы, и грузины не понимают важности защиты прав всех граждан, даже членов секты Свидетелей Иеговы".
"Разумеется, я виню пассивность правительства за нападение (10 июля), потому что в последнее время было много аналогичных нападений┘ и никто за это не был наказан", - говорит Элен Тевдорадзе, глава комитета по правам человека парламента Грузии, имея в виду нападения на религиозные группы и сотрудников Института свободы. - Я боюсь, что это нападение может стать началом нападений на оппозиционные партии".
Гига Бокерия из Института свободы говорит, что западным странам нужно обратить внимание на положение дел с правами человека в Грузии. "Мы сейчас надеемся - не в связи с этим (самым свежим) инцидентом, но с учетом всего прочего, что произошло в последние 2 года - что международное сообщество, выделяющее помощь Грузии, будет иметь более точное представление о нынешнем правящем режиме, который движется не в том направлении", - говорит он.