Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Ялта г-на Ширака

Французский президент Жак Ширак во время своей последней встречи с российским президентом Владимиром Путиным нанес Европейскому Союзу удар исподтишка

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Встретившись с российским лидером в курортном городе Сочи, по другую сторону моря от Ялты, г-н Ширак едва не подорвал позиции Европейского Союза на переговорах по Калининградской области, этому российскому анклаву на Балтике. Французский лидер сказал, что "визовая система", которую пытаются навязать россиянам, следующим из одной части своей страны в другую, неприемлема, и призвал к решению, которое "не унижало бы Россию".

Быть может, воздух Черного моря делает западных лидеров такими любезными к России. Но, что бы там ни было, французский президент Жак Ширак (Jacques Chirac) во время своей последней встречи с российским президентом Владимиром Путиным нанес Европейскому Союзу (ЕС) удар исподтишка. Встретившись с российским лидером в курортном городе Сочи, по другую сторону моря от Ялты, г-н Ширак едва не подорвал позиции ЕС на переговорах по Калининградской области, этому российскому анклаву на Балтике. Французский лидер сказал, что "визовая система", которую пытаются навязать россиянам, следующим из одной части своей страны в другую, неприемлема, и призвал к решению, которое "не унижало бы Россию".

Проблема в том, что сам ЕС строго настаивает, что после того, как окружающие этот анклав Литва и Польша, вероятно, к 2004 году вступят в ЕС, одному миллиону россиян в Калининградской области для транзита через эти страны потребуются "шенгенские" визы ЕС. Европейский Союз - а Франция, как известно, была одним из его основателей - выступает за то, чтобы за небольшую плату и без особых проволочек выдавать калининградцам многоразовые визы. Какое там унижение! Жители Калининградской области будут пользоваться большей свободой передвижения по всей Европе, чем у них есть сегодня, и чем та, которую имеет большинство россиян, проживающих в других регионах страны.

Вопрос о Калининграде является важной проверкой способности ЕС играть в силовую политику и преодолеть это препятствие на пути к успешному расширению на восток. Вот почему заявление г-на Ширака ни в коей мере не способствовало делу, особенно с учетом того, что оно было сделано как раз перед тем, как агрессивный Дмитрий Рогозин, специальный представитель российского президента в Калининградской области, должен сегодня провести очередной раунд переговоров с официальными представителями ЕС в Брюсселе.

Поляки и литовцы, будущие партнеры Франции по ЕС, тоже недовольны, что г-н Ширак открыто встал на сторону России. Настойчивое требование г-на Путина, чтобы расширившийся ЕС предоставил России транзитный коридор через территорию Польши или Литвы, подрывает не только их суверенитет, но также и живучесть шенгенской системы в целом. "Коридоры" также вызывают ненужные исторические ассоциации в Польше, которая перед второй мировой войной вела спор с Германией из-за Гданьского (Данцигского) коридора. Добавьте к этому ощущения в Варшаве, что Россия и Франция, прежде склонные заключать сделки за спиной поляков, вновь принимаются за старое. Грустным утешением для поляков, возможно, послужит тот факт, что слово г-на Ширака не всегда является законом. В 1995 году он обещал полякам, что к 2000 году они будут в ЕС.

Разумеется, демарш г-на Ширака был превосходно встречен в России. "Самым важным результатом этого визита является то, что Россия теперь имеет сильного союзника, который способен влиять на страны ЕС, например, в решении проблемы Калининграда", написала ежедневная газета "Время НМ". Политики России едины во мнении, что калининградцы пострадают от расширения ЕС. Если бы кто-то удосужился спросить мнение самих калининградцев, то ответом стало бы, что ЕС у их порога, возможно, является лучшей новостью для этого печального места с того момента, как Сталин потребовал для России этот немецкий город Кенигсберг и переименовал его в Калининград. Литва и Польша смогут экспортировать долю процветания и стабильности ЕС в этот анклав, с которым обе эти страны очень хотят торговать.

Никто не хочет изоляции Калининграда, за исключением, пожалуй, Кремля, который за прошедшие 11 лет делал все, чтобы этот регион не открыл свои двери для законного бизнеса. В действительности Москва опасается, что Калининград может уступить соблазну. А потому она отказывается демилитаризовать этот регион или отпустить на свободу торговлю, оставляя это место наводненным преступностью, СПИД'ом (СПИД - синдром приобретенного иммунодефицита - прим. пер.), проституцией и наркотиками.

Итак, почему Кремль так упорно торгуется? Оставив в стороне вопрос о желании умилостивить русских националистов, Москва проверяет Брюссель, чтобы посмотреть, не удастся ли ей получить право голоса в решении внутренних дел этого союза после его расширения. Представьте себе, если бы то же самое попыталась проделать Турция. Это российская силовая политика. Но, в отличие от Соединенных Штатов, Европейский Союз не имеет многих десятилетий опыта в подобной дипломатии.

Франция, со своей стороны, не может убедительно доказать, что заинтересована в Калининграде. В прошлом году Париж угрожал затормозить процесс расширения ЕС, если только будущие восточные границы ЕС не сделают менее дырявыми, а вот теперь он хочет, чтобы они были более открытыми. В действительности г-н Ширак, вероятно, хотел установить особые отношения с г-ном Путиным а ля Джордж Буш-младший (George W. Bush); французский лидер также отошел от традиционной и до сего дня заслуживавшей похвалы критики нарушений прав человека в Чечне. Г-н Путин его отблагодарил, пригласив пропустить с ним стаканчик на ночь.

В первые месяцы своего второго срока (президентства) г-н Ширак сделал хороший старт во внутренней политике. Стыдно, что заграницей он себя ведет как прежний Ширак. На прошлой неделе Франция также заблокировала попытку ЕС выступить посредником в споре Испании и Марокко из-за островка в Средиземном море: оказывается, Париж не хочет, чтобы кто-то еще вмешивался в дела в североафриканском "подбрюшье" Франции. (После Франция обозлилась вдвойне, когда вмешались Соединенные Штаты, чтобы добиться соглашения между сторонами.) Эта устаревшая версия французского дипломатического театра, в конечном счете, только лишь подрывает французские интересы. Как ему следовало бы сделать на прошлой неделе в вопросе о Северной Африке, г-н Ширак теперь должен ясно выразить солидарность с ЕС в вопросе о Калининграде, где этот союз - по крайней мере, до неудачного вмешательства французского президента - удерживает свои здравые позиции перед лицом значительного российского давления.