Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Перед Калининградом снова падает «железный занавес»

Брюссель отклоняет требование Москвы о свободном транзите

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Еще несколько недель назад под сводами зачастую пустого зала ожидания вокзала Калининграда восторгу не было предела: «Мы едем, мы едем!» Политики держали речи, журналисты стремились запечатлеть историческое событие на пленку. На путях стоял специальный поезд

Еще несколько недель назад под сводами зачастую пустого зала ожидания вокзала Калининграда восторгу не было предела: «Мы едем, мы едем!» Политики держали речи, журналисты стремились запечатлеть историческое событие на пленку. На путях стоял специальный поезд.

Опрос среди молодежи Калининграда показал, что 70 процентов молодых людей в возрасте до 25 лет еще ни разу не ездили в восточном направлении, а потому совсем не знают Россию. После этого фонд «Открытое общество Россия» американского миллиардера Джорджа Сороса (George Soros) выделил 41 000 долларов США. «Дети России должны поехать в Россию», говорится в программе Фонда и администрации Калининградской области. 162 школьника и школьниц помахали ручкой своим родителям и друзьям.

Но Россию не знают не только дети, но, практически, и взрослые. Это не удивительно, поскольку, когда Калининград был еще закрытой военной базой, любой, кто хотел въехать или выехать отсюда, должен был иметь специальное разрешение. Когда в 1991 году «железный занавес» подняли, интерес калининградцев стал вызывать, прежде всего, Запад -«Европа», как еще говорили тогда.

Вскоре после того, как «кенигсбергский экспресс» впервые прибыл из Берлина в Калининград, «европейскую» ветку, то есть путь с меньшим расстоянием между рельсами, удлинили до главного вокзала города. Новыми свободами активно пользовались и продолжают пользоваться. В 2000 году только границу с Польшей пересекли более четырех миллионов человек. Большинство из них - так называемые «муравьи», которые переходят границу по несколько раз в день с целью увеличить свои скромные доходы за счет мелкорозничной торговли.

Электроэнергия из России

Но это относится не только к калининградцам. Нынешний безвизовый режим в сообщении с Польшей и Литвой привлекает сюда и многих россиян из других регионов России. Более половины из девяти миллионов гостей, ежегодно прибывающих в Калининградскую область, это россияне из Москвы, Петербурга, Пскова и других городов. В то же время в пришедший в упадок город все меньше приезжают туристы с Запада.

Кенигсбергский экспресс, с которым в 1991 году было связано столько надежд, тоже уже два года больше не ходит. Закрыто также воздушное сообщение Калининграда с Копенгагеном, которое обеспечивала авиакомпания "SAS". Вслед за этим обанкротилась своя собственная авиакомпания «Калининград-авиа». Открытое с большой помпой паромное сообщение между Петербургом и Калининградом обеспечивает до сегодняшнего дня перевозку только грузов, но не пассажиров. А вот на границе в западном направлении надо иметь терпение. Время ожидания для легковых автомашин может достигать нескольких часов, а иногда даже дней.

Границы для калининградцев снова закрываются. Дело в том, что Москва до сих пор не разрешила почти ни одной из стран ЕС открыть в Калининграде консульство. При этом заграничные паспорта имеют только 230 000 калининградцев из миллиона жителей региона. К этому президент России Владимир Путин уже пригрозил, что для калининградцев не будет «дешевых шенгенских виз», если границы ЕС не будут открыты для всех россиян.