Еще несколько недель назад под сводами зачастую пустого зала ожидания вокзала Калининграда восторгу не было предела: «Мы едем, мы едем!» Политики держали речи, журналисты стремились запечатлеть историческое событие на пленку. На путях стоял специальный поезд.
Опрос среди молодежи Калининграда показал, что 70 процентов молодых людей в возрасте до 25 лет еще ни разу не ездили в восточном направлении, а потому совсем не знают Россию. После этого фонд «Открытое общество Россия» американского миллиардера Джорджа Сороса (George Soros) выделил 41 000 долларов США. «Дети России должны поехать в Россию», говорится в программе Фонда и администрации Калининградской области. 162 школьника и школьниц помахали ручкой своим родителям и друзьям.
Но Россию не знают не только дети, но, практически, и взрослые. Это не удивительно, поскольку, когда Калининград был еще закрытой военной базой, любой, кто хотел въехать или выехать отсюда, должен был иметь специальное разрешение. Когда в 1991 году «железный занавес» подняли, интерес калининградцев стал вызывать, прежде всего, Запад -«Европа», как еще говорили тогда.
Вскоре после того, как «кенигсбергский экспресс» впервые прибыл из Берлина в Калининград, «европейскую» ветку, то есть путь с меньшим расстоянием между рельсами, удлинили до главного вокзала города. Новыми свободами активно пользовались и продолжают пользоваться. В 2000 году только границу с Польшей пересекли более четырех миллионов человек. Большинство из них - так называемые «муравьи», которые переходят границу по несколько раз в день с целью увеличить свои скромные доходы за счет мелкорозничной торговли.
Электроэнергия из России
Но это относится не только к калининградцам. Нынешний безвизовый режим в сообщении с Польшей и Литвой привлекает сюда и многих россиян из других регионов России. Более половины из девяти миллионов гостей, ежегодно прибывающих в Калининградскую область, это россияне из Москвы, Петербурга, Пскова и других городов. В то же время в пришедший в упадок город все меньше приезжают туристы с Запада.
Кенигсбергский экспресс, с которым в 1991 году было связано столько надежд, тоже уже два года больше не ходит. Закрыто также воздушное сообщение Калининграда с Копенгагеном, которое обеспечивала авиакомпания "SAS". Вслед за этим обанкротилась своя собственная авиакомпания «Калининград-авиа». Открытое с большой помпой паромное сообщение между Петербургом и Калининградом обеспечивает до сегодняшнего дня перевозку только грузов, но не пассажиров. А вот на границе в западном направлении надо иметь терпение. Время ожидания для легковых автомашин может достигать нескольких часов, а иногда даже дней.
Границы для калининградцев снова закрываются. Дело в том, что Москва до сих пор не разрешила почти ни одной из стран ЕС открыть в Калининграде консульство. При этом заграничные паспорта имеют только 230 000 калининградцев из миллиона жителей региона. К этому президент России Владимир Путин уже пригрозил, что для калининградцев не будет «дешевых шенгенских виз», если границы ЕС не будут открыты для всех россиян.