Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
От Сан-Франциско до Владивостока

Перспектива укрепления дружбы и доверия между Западом и Российской Федерацией сегодня более обнадеживающая, чем была на протяжении многих поколений

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Сегодняшнее партнерство распространяется благодаря экономическому и культурному сотрудничеству на все более сходящиеся понятия гражданского общества и прав человека. Отмечается несомненный прогресс в ряде областей, и военное "партнерство ради мира" между Россией и Организацией Североатлантического договора уже стало реальностью. В явно менее напряженной атмосфере даже скептические россияне начинают верить, что сотрудничество между старыми врагами являет собой нечто большее, чем преходящую тенденцию или косметическую уловку.

Лорд Вейденфелд является председателем совета директоров компании "Weidenfeld and Nicolson", издателем и сопредседателем основателей Клуба трех

28 июля 2002 года. Ускоренное сближение между Западом и Россией после событий сентября прошлого года бросает утешительный пучок света на потемневший горизонт. Сегодня он дает новую надежду на наше общее будущее. Перспектива укрепления дружбы и доверия между Западом и Российской Федерацией сегодня более обнадеживающая, чем была на протяжении многих поколений. Фактически, сегодня менее утопично говорить о реальном партнерстве ради мира между народами, проживающими на землях между Ванкувером и Владивостоком, чем это было в случае с Жаном Моннэ (Jean Monnet), который в самые мрачные дни второй мировой войны выдвинул свой тезис европейского единства, основанного на прочной франко-германской дружбе.

Сегодняшнее партнерство распространяется благодаря экономическому и культурному сотрудничеству на все более сходящиеся понятия гражданского общества и прав человека. Отмечается несомненный прогресс в ряде областей, и военное "партнерство ради мира" между Россией и Организацией Североатлантического договора (НАТО) уже стало реальностью. В явно менее напряженной атмосфере даже скептические россияне начинают верить, что сотрудничество между старыми врагами являет собой нечто большее, чем преходящую тенденцию или косметическую уловку.

Россия, которая в 2006 году будет принимать у себя саммит "Большой восьмерки" (семи промышленно развитых стран мира и России - прим. пер.), сегодня играет полноценную роль в клубе экономических гигантов. Культурные и научные обмены растут быстрым темпом. Медленно, но ощутимо крепнет российская демократия. Представляется вероятным, что в результате более тесных связей с Западом ускорится развитие гражданского общества.

Однако по прежнему наблюдаются остатки былого недоверия между сторонами. Многие россияне подозревают Соединенные Штаты в гегемонистских амбициях, в унилатералистских (унилатерализм - политика односторонних действий, англ.) подходах к мировым делам и в стремлении загнать Россию в угол. Соединенные Штаты опасаются возрождения в России национализма, который повлечет за собой возвращение прежних сфер влияния вместе с возвратом к авторитарному правлению. А связи между Америкой и Европой сегодня не так прочны, как в прошлом. Восприятие Европой Америки как страны, страдающей "высокомерием силы", столь же сильно, как и пренебрежительное отношение Америки к "ярости бессилия" Европы. Неделю за неделей мы убеждаемся в масштабах взаимного недопонимания между тремя ведущими игроками на мировой арене в сфере торговой политики.

К счастью, со всех сторон действуют также и серьезные силы, которые подталкивают к тому, чтобы избавиться от настроений взаимного разочарования. Но необходимо объединить эти силы, чтобы создать нечто более долговечное. Нам нужно смелое видение завтрашнего дня, которое простиралось бы дальше следующих этапов расширения Европейского Союза (ЕС). Вместо возврата к строительству блоков времен классической политики "баланса силы" путем объединения северного полушария и, в результате, торможения или даже препятствования сотрудничеству между Севером и Югом нам нужно отыскать пути к налаживанию более тесных отношений между Соединенными Штатами, Европой и Россией, чтобы мы могли, напротив, обогащать и ускорять сотрудничество между Севером и Югом.

С одной стороны, эта троица (США. Европа и Россия - прим. пер.) обладает чуть ли не монополией на инструменты и процессы, которые могли бы способствовать всевозможному прогрессу народов, оказавшихся менее удачливыми и счастливыми. С другой стороны, у каждого из этой троицы есть свои собственные магнитные поля и солидные возможности оказания помощи народам других континентов. Расположенные к востоку от Германии страны, которые пока еще не являются кандидатами на участие в процессе европейской интеграции, будут чувствовать себя в большей безопасности в рамках подлинного и длительного сотрудничества.

Новое трехстороннее партнерство будет иметь огромный потенциал для разрешения конфликтов и, несомненно, для содействия трансформации обществ, которые граничат с территориями этой троицы. Пришло время для систематических и структурированных дебатов, для конструктивного обсуждения на сознательно трехсторонней основе. Остается устранить еще много преград в форме недоверия и предрассудков. Но было бы глупо слишком преждевременно думать о каких-то формальных институтах или утопических конституциях.

Существует более прагматичный путь. Шесть лет назад, когда отношения между Великобританией, Францией и Германией находились в низкой точке, группа государственных деятелей, бизнесменов, ученых и журналистов из этих стран основала первый Клуб трех (Club of Three). Встречаясь поочередного в столицах каждой из трех стран, беседуя неофициально, откровенно и честно, они диагностировали жалобы каждой из сторон и пытались урегулировать взаимные недопонимания и неправильные восприятия. Сопоставляя свои различные взгляды на единую европейскую валюту, или выдвигая свои суждения по вопросу реформ системы социального обеспечения и рынка рабочей силы, или обсуждая, как справиться с американской мощью или с нестабильностью на Балканах, они выяснили, что того, что их объединяет, гораздо больше, чем того, что их разъединяет.

Ныне, расширяя свой охват, этот первоначальный Клуб трех намерен распространить дискуссии на другую троицу, создав возможность для непрерывного обсуждения проблем между американцами, европейцами и россиянами, которые раз и навсегда стали союзниками на будущее. Работа по претворению этого видения в практические дела будет напряженной, а конечную форму и направленность партнерских отношений предсказать невозможно. Но идея начать этот амбициозный новый трехсторонний диалог более чем стоящая. Это - императив, причем вполне достижимый.