Гражданская война
20 декабря 1860 года из состава США выходит Южная Каролина. В последующие месяцы за ней следуют десять других южных штатов. Мятежники называют свой союз «Конфедерацией штатов Америки». Они избирают своего президента и объявляют своей столицей Ричмонд. 12 апреля 1861 года с обстрела форта Самтер начинается гражданская война
Это, в конце концов, внутренние проблемы, которые потрясают основы, на которых зиждется страна. В частности, в Конгрессе всякий раз, когда в союз штатов принимался новый член, возникал ожесточенный спор между противниками и сторонниками рабства. Однако какой-то четкой позиции так никогда и не удавалось найти. Техас, например, принимают в союз с рабами, Калифорнию, наоборот, - без них. Постепенно в северных штатах растет возмущение по поводу «особого института». В 1852 году Гарриет Бичер Стоун (Harriet Beecher Stowe) опубликовала свою книгу «Хижина дядюшки Тома». Эта сентиментальная картина жалкой жизни черных на хлопковых плантациях тронула сердца миллионов людей.
Реакция рабовладельцев громче и агрессивнее. В южных штатах на семь миллионов белых приходится четыре миллиона черных. Владельцы плантаций опасаются за свою крайне рентабельную рабочую силу, а, таким образом, и за свой полуфеодальный, мечтательный образ жизни. Кроме того, они неприязненно относятся к тому, как прогрессирует индустриализация в северных штатах. Они понимают, что их жители со своим прилежанием, своей экономической мощью и своим новым образом жизни могут прижать южан к стене. Северяне, язвит "New Orleans Daily Delta" в 1860 году, это «в сущности, революционная партия санкюлотов, атеистов и распутников вперемежку с женщинами в длинных брюках, беглыми рабами и апологетами смешения рас».
Осенью 1860 года президентом США был избран адвокат из Иллинойса Абрахам Линкольн (Abraham Lincoln). По иронии судьбы он не был непримиримым противником рабства. По его мнению, оно, согласно конституции, там, где уже существует, должно оставаться неприкосновенным. Он намерен лишь «со всей жесткостью» воспрепятствовать распространению рабства на другие федеральный штаты. Между тем, волна противоречий достигла таких масштабов, что даже такая умеренная позиция оказывается неприемлемой для большинства южных штатов. 20 декабря 1860 года из состава США выходит Южная Каролина.
Начинается гражданская война
В последующие месяцы за ней следуют десять других южных штатов. Мятежники называют свой союз «Конфедерацией штатов Америки». Они избирают Джефферсона Дейвиса (Jefferson Davis) своим президентом и объявляют своей столицей Ричмонд в Виргинии. 12 апреля 1861 года с обстрела форта Самтер перед побережьем Чарльстона/Южная Каролина начинается гражданская война. В ходе ее погибнет 600 000 человек, это больше чем за все войны вместе взятые вплоть до сегодняшнего дня.
Главная забота Линкольна заключается в том, чтобы не допустить распада государства. Вопрос о рабстве отходит для него на второй план. Однако мятежники превращают «великую правду о том, что негр неравен белому человеку», в «краеугольный камень нового правительства», говорит вице-президент Конфедерации Александер Стивен (Alexander Stephens). Другой политик с Юга выразился еще грубее: «Я не хотел бы жить в стране, где тот, кто чистит мои сапоги и чистит скребницей мою лошадь, был таким же, как я - белым». Линкольн, подталкиваемый общественным мнением на Севере, шаг за шагом становится все радикальнее и, наконец, объявляет без обиняков освобождение черных целью войны.
Вначале войны войска северных штатов значительно превосходят своего противника с Юга в людских и материальных ресурсах. Но конфедераты долгое время верили в то, что они смогут восполнить этот недостаток своим личным мужеством. К тому же в лице генерала Роберта Ли (Robert Lee) у них был самый гениальный стратег войны. 54-летний офицер из Виргинии, безупречный джентльмен колеблется. Он рассматривает рабство как «нравственное и политическое зло» и является противником распада страны. Когда началась война, северные штаты даже предлагают ему возглавить союзные войска. Ли отказывается: «Я все же не могу поднимать руку на места, где я родился, на свой дом и своих детей». Он решает в пользу защиты своей родины, имея при этом мрачное предчувствие: «Я знаю заранее, что нашей стране придется пережить страшную мученическую смерть.
Подводные лодки с ручным приводом
Ли оказывается прав. Несмотря на выглядящую почти как анахронизм рыцарскую браваду, с которой его армия действовала в начале столкновения, обе стороны ведут первую современную войну. Применяются подводные лодки, пусть и с ручным приводом. Металлические военные корабли, против которых у деревянных фрегатов нет никаких шансов. Дальнобойные орудия и быстро приводимое к бою и более точное стрелковое оружие, которое скашивает целые полки и делает бессмысленными кавалерийские атаки.
Солдаты познают ужасы современной войны. «Пронзительный крик тысяч людей стоит в ушах до той поры, пока не рассеивается туман, - сообщает офицер из армии северян. - Теперь на расстоянии в полумилю от нас нам открылась страшная картина. Всю землю покрывали тела более пяти тысяч мертвых и раненых, среди них немало тех, кто еще был вживых и двигался, что делало место похожим на скопление неких насекомых». Другой участник описывает ужасы полевого лазарета, который был оборудован в одной усадьбе: «Перед домом можно было увидеть свиней с фермы, которые пожирали руки и другие ампутированные конечности».
Война продолжается два года. На Западе все больше и больше берут верх союзные войска. В пограничных районах Ричмонда и Вашингтона в 1861-1863 годах блестящие победы одерживает выдающийся Ли. Затем он делает решающую ошибку. Он начинает считать свои войска непобедимыми. «Таких мужчин еще не было ни в одной армии мира, - говорит он своим солдатам. - Если ими правильно командовать, они сделают все и пройдут везде». Он ведет свою армию численностью 75 000 человек мимо Вашингтона, через Потомак в Геттисбург в Пенсильвании. Многие командиры армии северных штатов начинают паниковать. Но президент Линкольн сохраняет хладнокровие. «Они так далеко оторвались от своих баз, что мы неизбежно их разобьем». Кстати, союзническая армия, противостоящая Ли, насчитывает 90 000 человек.
Решающее сражение
Три дня продолжается сражение, которое решает исход войны. Ли приказывает своим солдатам взять штурмом небольшую высотку под названием "Gemetery Ridge" - кладбищенский хребет. 3 июля после страшных потерь он был вынужден атаку остановить. Когда становится известно о решающей победе - взятии на Западе Виксбурга, на балконе Белого дома появляется Линкольн и сообщает, что «крупному мятежу», который грозил принципу равенства всех людей, нанесен уничтожающий удар. Один генерал из армии южных штатов с горечью пишет в своем дневнике: «Конфедерация идет навстречу своей гибели».
Несмотря на отдельные успехи, Юг уже больше не может сдерживать продвижение Севера. В начале апреля 1865 года союзнические войска вошли в горящую столицу Конфедерации Ричмонд. 9 апреля Ли капитулировал со своей потрепанной армией в Виргинии. Генерал-северянин Улисс Грант (Ulysses Grant), который до этой поры безжалостно уничтожал мятежников, проявляет великодушие. Когда его солдаты начали горланить и стрелять в воздух, он запретил проявления радостного опьянения. «Конфедераты стали теперь нашими пленными, и мы не можем позволить себе радоваться их глубокому падению, - скажет он позже. - Война закончилась, мятежники снова стали нашими соотечественниками».
Через пять дней, на страстную пятницу, президент Линкольн присутствует со своей женой в вашингтонском театре Форда, они смотрят комедию «Наша американская кузина». Когда зрителей особо развеселила одна острота, в ложу проскальзывает известный актер Джон Уилк Буд (John Wilkes Booth). За несколько дней до этого Буд, когда Линкольн сказал в своей речи о необходимости предоставления больших прав для черных, с гневом воскликнул: «Боже, я возьму его за горло. Это последняя речь, с которой он выступил». Фанатик-южанин стреляет сзади с ближнего расстояния в голову Линкольна. Линкольн падает без сознания и 15 апреля 1865 года умирает. До начала июня сдаются последние подразделения мятежников. Единство Соединенных Штатов, таким образом, спасено. Но их спаситель мертв.