Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
6 или 60 долларов США за баррель нефти?

"Дайте мне устойчивую цену в 10 долл. США за баррель нефти, и я обеспечу вам революции повсюду, от Ирана до Саудовской Аравии, и добавлю сюда еще Венесуэлу", - заявляет автор статьи

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
"Я что-то не вижу, как при планировании нападения на Ирак учитывается его влияние на мировые рынки нефти. В зависимости от того, как будут развиваться военные действия, это влияние может стать очень неблагоприятным для нас и привести к резкому взлету мировых цен на нефть, например, до отметки 60 долл. США за баррель", - пишет автор.

31 июля 2002 года. Читая в последнее время газеты, я уже запутался, планирует ли Пентагон (министерство обороны США - прим. пер.) нападать на Ирак с трех или с четырех сторон, будем ли мы использовать в качестве своих основных плацдармов Иорданию, Кувейт или о. Диего-Гарсия. Но я что-то не вижу, как при планировании нападения на Ирак учитывается его влияние на мировые рынки нефти. В зависимости от того, как будут развиваться военные действия, это влияние может стать очень неблагоприятным для нас и привести к резкому взлету мировых цен на нефть, например, до отметки 60 долл. США за баррель (1 американский баррель для нефтепродуктов = 158,75-158,98 л).

Но также вполне вероятно, что цены на нефть упадут до 6 долл. США за баррель, что приведет к ослаблению стран ОПЕК (Организация стран- экспортеров нефти) и, быть может, также ослабит арабских автократов, которые зависят от высоких цен на нефть в вопросах финансирования своих незаконных режимов и подкупа оппонентов.

"Предлагаемое нападение на Ирак является исключительно рискованной экономической авантюрой, которая может либо дестабилизировать правительства одной или нескольких стран - экспортеров нефти путем создания длительного периода низких цен, либо, если дела примут плохой оборот, привести к длительному нарушению поставок нефти на мировые рынки, что может иметь еще более разрушительные последствия", - заявляет Филип Ферлегер-младший (Philip K. Verleger Jr.), специалист по нефти и член Совета по международным отношениям (Council on Foreign Relations).

Начнем со сценария 60 долл. США за баррель нефти (нынешняя цена - в среднем 25 долл.). Что, если г-н Хуссейн ответит на нападение пуском своих оперативно-тактических ракет "Scud" (условное наименование НАТО - прим. пер.) в химическом или биологическом снаряжении по нефтяным месторождениям Саудовской Аравии или Кувейта? Мировые рынки нефти могли бы потерять не только иракские 2 млн. баррелей в сутки, но еще многие миллионы баррелей. А что, если война затянется надолго, и у нас появятся такие же трудности с поисками г-на Хуссейна, какие были с поисками Усамы бен Ладена (Osama bin Laden)?

Не обманывайте себя: если из-за войны в Персидском заливе мировые цены на нефть взлетят под потолок, Венесуэла, Иран, Нигерия и другие не преминут воспользоваться этим, чтобы путем сокращения своего экспорта нефти удерживать высокие цены на нее как можно дольше и вовсю пользоваться удачным моментом.

Сценарий, предусматривающий мировые цены на нефть на уровне 6 долл. США за баррель, следующий. Ирак при г-не Хуссейне в рамках программы Организации Объединенных Наций (ООН) "Нефть за продовольствие" экспортирует 2 млн. баррелей нефти в сутки. Допустим, что планы Соединенных Штатов осуществятся, и г-н Хуссейн будет быстро изгнан и заменен иракским томасом джефферсоном (Thomas Jefferson) или каким-нибудь "приятным" генералом, готовым отказаться от иракских программ разработки ядерного оружия и воссоединиться с мировым сообществом.

Это означало бы, что Ирак сумеет модернизировать все свои нефтяные месторождения, привлечь иностранные инвестиции и в короткий срок резко нарастить свою нефтедобычу до 5 млн. баррелей в сутки. Это значит, что на мировых рынках прибавится, по меньшей мере, 3 млн. баррелей нефти, а Ирак, отчаянно нуждающийся в деньгах для своего восстановления, едва ли станет ограничивать свою нефтедобычу. (Теперь, надеюсь, вы понимаете, почему Саудовская Аравия, Иран и Кувейт экономически заинтересованы в том, чтобы у власти оставался Саддам Хуссейн, а сам Ирак продолжал быть государством-изгоем и не имел возможности нарастить добычу нефти.)

Вдобавок, отмечает г-н Ферлегер, если мы вторгнемся в Ирак в конце зимы или в начале весны, когда мировые потребности в нефти обыкновенно сокращаются, странам ОПЕК придется сократить собственную нефтедобычу еще больше, чтобы принять в расчет Ирак. Это случится в момент, когда не входящие в ОПЕК страны (Россия, Мексика, Норвегия, Оман и Ангола) будут продолжать увеличивать нефтедобычу. Но большинство стран ОПЕК не способны сократить свою нефтедобычу еще больше, чтобы освободить для них место на рынке. Венесуэла разорена. Иран, Нигерия и Саудовская Аравия нуждаются в деньгах, чтобы рассчитаться со всеми своими долгами, удовлетворить потребности массы своих безработных и новые требования к развитию своей инфраструктуры. (Обратите внимание на Саудовскую Аравию. Король Фахд Сауд (Fahd Saud) серьезно болен, и сейчас разгорается борьба за престол.)

Вывод: быстрая победа, результатом которой стало бы полное возвращение Ирака на мировые нефтяные рынки, могла бы привести к резкому падению доходов от продажи нефти в странах ОПЕК, что серьезно ослабило бы этот нефтяной картель и лишило многие автократические режимы дохода, который нужен им для сохранения своих закрытых политических систем. Фактически, дайте мне устойчивую цену в 10 долл. США за баррель нефти, и я обеспечу вам революции повсюду, от Ирана до Саудовской Аравии, и добавлю сюда еще Венесуэлу. Если этот сценарий возобладает, то можно будет рассматривать вторжение в Ирак как возможную сделку "два к одному": уничтожение Саддама Хуссейна и одновременно дестабилизация стран ОПЕК. Покупаешь одно - получаешь другое бесплатно. Но лучше быть готовым к последствиям и того, и другого сразу.