Суббота - это, собственно, тот день, когда Юрий Лужков нежится в лучах славы созидателя. В то время, как другие чиновники готовят шампуры для воскресных шашлыков, московский мэр рыскает во главе автомобильной колонны по городу и инспектирует многочисленные строительные площадки. По стойке смирно становятся все: от рабочего до архитектора.
Но на прошлой неделе мэр инспектировал не новостройки, а руины. Лишь в декабре 2000 года Лужков торжественно открыл невдалеке от роскошного Кутузовского проспекта участок «третьего кольца» - автомагистрали вокруг большого внутреннего московского кольца. Теперь же мэр стоял перед обуглившимися остатками новостройки.
Беда для зодчего случилась далеко за полдень 2-го августа. Владельцы косметического салона «Оргмаркет» на рынке невдалеке от стадиона «Лужники» (как и многие магазины в переживающей бум Москве салон расположен в собранном из готовых конструкций павильоне) решили заняться сварочными работами. Сварщики с таким усердием занялись делом, что тут же подожгли находившуюся в этом месте над их головами автомагистраль.
Вместо того, чтобы вызвать пожарных, мужественные работники решили начать бой с огнем самостоятельно. Однако попытка действовать по принципу «сделай сам» успехом не увенчалась. Когда сотня пожарных, наконец, потушила пожар, целый квадратный километр дорогого дорожного покрытия на мосту был уничтожен. Вместе с асфальтом и опорами расплавились и просели на полтора метра 200 метров дорожного полотна.
Разумеется, установка торговых палаток под автомобильными мостами в Москве строго запрещена равно, как запрещены и несанкционированные сварочные работы. Следователи хотели знать, кто и за какие деньги дал владельцам салона разрешение на строительство, и почему огонь уничтожил дорожное покрытие быстрее и основательнее, чем это предполагалось по экспертным оценкам.
Может, и хорошо, что следователи найдут ответ на этот вопрос в халтуре на строительстве. Поскольку Россия испытывает недостаток в строительных материалах, то часто за праздниками по случаю завершения строительства того или иного объекта тут же следует их разрушение. Абсолютный рекорд в этом плане поставила в первой половине 1998 года Москва. Тогда произошло 467 серьезных несчастных случаев. В марте погибла 45-летняя москвичка, когда у нее под ногами разверзлась земля, и она сама вместе со своей собачкой исчезла в яме с кипящей водой. Лопнула новая водопроводная труба.
Несколько позднее в другом районе Москвы такая же судьба постигла отца с девятилетним сыном. В мае 1998 года просели сразу 500 квадратных метров на Большой Дмитровке. Под землей оказались несколько автомобилей и отдельные части домов. В конце июня 1998 года на Дмитровское шоссе рухнул находившийся на стадии строительства автомобильный мост вместе с 10 рабочими. Лужков, благодаря своему любимому проекту опоясать весь город тремя кольцевыми автомобильными дорогами (вокруг исторической части города, большого кольца и вокруг всей Москвы), стал любимчиком московских автовладельцев, которых насчитывается уже 2,7 миллиона человек.
Впрочем, строительные фирмы, принимавшие участие в ремонте МКАД, известной как ловушка с колдобинами, а также чиновники во главе с одним из заместителей Лужкова, выдающие разрешения, подтвердили правило, что деньги иногда лежат прямо на дороге. Обычно в России на строительство одного километра автомагистрали хватает один миллион евро. В случае с МКАД, как выяснили следователи Министерства внутренних дел, один километр обошелся городу от 16 до 17 миллионов евро. «В нашей столице даже квадратный метр жилой площади стоит меньше», - замечала самодовольно газета «Новые известия».
Чтобы нагреть город в общей сложности на 100 миллионов долларов США, генеральные подрядчики и другие строительные бароны используют подставные фирмы, несуществующих строительных рабочих, надуманные работы, и недоброкачественный строительный материал. Строительство внутреннего кольца вели те же самые фирмы, а, значит, использовались и те же методы мошенничества. Когда эксперты проверяли уже готовую автомагистраль, они столкнулись с новым оригинальным вариантом: полосы движения по обе стороны были на пять сантиметров уже, чем это было заказано и за что было заплачено.
Инспектора московской Счетной палаты, повидавшие на своем веку всякого, были так возмущены масштабами коррупции, что предложили впредь осуществлять контроль за строительством самостоятельно. Это мало поможет автомобильному мосту в Автозаводском районе, как и туннелю на Гагаринском проспекте: в обоих случаях на объектах, сданных в эксплуатацию всего лишь несколько лет назад, в некачественном бетоне уже появились трещины.