Командующий военно-морскими силами Владимир Куроедов перешел в наступление еще до начала маневров. Учения в Каспийском море не являются «демонстрацией военной силы России», но Москва имеет «мощный военный потенциал, чтобы решать свои задачи в регионе», сказал адмирал.
Маневры, которые Москва проводит здесь вплоть до 15 августа, являются крупнейшими из тех, что устраивали когда-либо в этом регионе Советский Союз или Россия. Для «борьбы против терроризма и поддержания стабильности в регионе», расположенном в самом крупной внутреннем водном бассейне Земли, где к тому же предполагаются крупнейшие в мире месторождения нефти, привлечены 10 000 человек и 30 боевых самолетов.
Неофициально Москва преследует и другую цель: возврат прежнего влияния на Кавказе и в Средней Азии. Главы государств этого региона надеялись в качестве ответной шага за предоставление воздушного пространства и военных баз для проведения антитеррористической операции в Афганистане на эффективную помощь со стороны Вашингтона в борьбе с «Исламским движением» в Узбекистане. Это движение, действующее в подполье, воевало на стороне афганских талибов и в прошлые годы неоднократно нападало на Таджикистан, Киргизстан и Узбекистан.
После поражения талибов оно перегруппировалось и теперь, по имеющимся у местных спецслужб сведениям, планирует проведение ряда террористических актов для дестабилизации ситуации в Средней Азии. Ужасные экономические и социальные проблемы, а также этнические конфликты и неразрешенные до конца пограничные споры между бывшими советскими республиками на руку исламистским боевикам.
Вашингтон уже дал понять странам Средней Азии, что они в случае войны с его стороны значимой поддержки могут не ждать. В США, очевидно, делают ставку на ту концепцию, которая в 90-е годы уже оказалась неудачной для Москвы: использование сравнительно масштабной угрозы со стороны исламской оппозиции в качестве вещественного залога лояльности среднеазиатских диктаторов.
Помощь от большого брата
Тем же в их безвыходном положении не остается ничего, как снова рассчитывать на бывшего старшего брата Россию, и они устремляются в открытые двери Москвы. Так, в начале лета Россия, Киргизстан, Казахстан и Таджикистан провели совместные учения, в ходе которых отрабатывались вопросы борьбы с терроризмом. На учениях ведущую роль играли спецслужбы Москвы.
Все три государства проявили повышенный интерес к знаниям и опыту, которые Россия накопила в ходе специальных операций в Чечне. Москва, кроме того, хочет возобновить свое военное присутствие в Киргизстане. Планируется, что первоначально там будут установлены противоракетные системы С-300. К тому же в начале июля Путин предложил взять бывшую южную границу Союза с Афганистаном под контроль российских войск.
С другой стороны, проводя маневры, Москва делает выводы из провалившегося в апреле месяце саммита по вопросам использования Каспийского моря. Поскольку Туркменистан и Иран отказались от приемлемого варианта раздела бассейна, в котором, как предполагается, находятся крупнейшие в мире запасы нефти, то Россия теперь делает ставку на двухсторонние соглашения с Казахстаном и Азербайджаном, силы которых тоже принимают участие в учениях. Азербайджан, который до сих пор последовательно делал ставку на Турцию и Вашингтон, теперь сделал разворот на 180 градусов и надеется на поддержку Москвы в случае возможного конфликта вокруг месторождений нефти, на которые претендуют также Туркменистан и Иран.