Предстоящее расширение Организации Североатлантического договора (НАТО) на восток и ее новые отношения партнерства с Россией подтолкнули к серьезному изменению направленности внешней политики одну из крупнейших в Европе и самую неустроенную страну, Украину. Эта страна с населением более 50 млн. человек после десятилетия независимости все еще ведет борьбу за то, чтобы укрепить свои политические и экономические позиции. Украина резко отошла от своей давнишней политики балансирования между Западом и Россией. Недавно ее правительство попросило о переговорах с целью того, чтобы Украина стала полноправным членом как НАТО, таки и Европейского Союза (ЕС). Реакция была осторожной: как европейские правительства, так и администрация Джорджа Буша-младшего (George W. Bush) пока, как кажется, не определились с вопросом о том, следует ли Украине в будущем стать частью западного альянса, и существует сопротивление даже тому, чтобы перевести на новый уровень ее отношения с ЕС. Но Украина слишком велика, чтобы можно было безопасно держать ее на задней конфорке. Соединенные Штаты и Европы должны сформулировать ясный ответ.
В некоторых отношениях вопрос о том, что делать с Украиной, кажется легким. Принимая во внимание огромные размеры ее территории, стратегическое положение в Южной и Центральной Европе и относительно развитую промышленность, Украина является естественным членом организаций переходного периода, которые постепенно распространяются по всему континенту. Без Украины давнишняя западная цель иметь Европу "цельную и свободную" останется незавершенной. Если Украина не закрепится в этих институтах, долговременная стабильность этой страны и даже ее жизнеспособность как независимой нации может подвергнуться серьезной опасности. Однако Украина в ее сегодняшнем виде является достаточно трудным партнером для Запада. Ее экономика остается в посткоммунистических руинах, и хотя номинально она является демократией, ее президент, Леонид Кучма, частенько прибегает к тактике запугивания. По результатам опросов общественного мнения, его личная популярность оценивается крайне низко, но г-ну Кучме удалось так подтасовать результаты недавних парламентских выборов, что его дружки, а не оппозиционные партии, выигравшие 70% голосов избирателей, сохранили контроль над парламентом.
Еще большую озабоченность вызывают участие Украины в нелегальной торговле оружием и ее роль как транзитного пункта нелегальной транспортировки наркотиков и прочей контрабанды. Не обращая внимания на призывы Запада, крупные украинские компании по производству вооружений поставляют оружие в Македонию, Сербию и Восточную Африку; тайно сделанные звукозаписи свидетельствуют, что сам Кучма обсуждал, по крайней мере, вопрос продажи Ираку современных систем противовоздушной обороны (ПВО). Ирак недавно открыл свое посольство в Киеве и объявил, что заинтересован в покупке украинских промышленных товаров и технологий.
Администрация Буша-младшего и большинство европейских правительств давно уже дистанцируются от г-на Кучмы. Конгресс США сократил размеры американской помощи Украине. Некоторые официальные лица США утверждают, что Украину не следует приглашать даже на переговоры с НАТО об условиях ее вступления в этой альянс, по крайней мере, до тех пор, пока у власти остаются г-н Кучма и его дружки. Однако НАТО, которая разработала всеохватывающие и подробные программы реформирования для каждой из стран, стремящихся получить приглашение о вступлении в альянс в этом году, могла бы также оказаться той структурой, которая обеспечит долговременные перемены на Украине.
Может быть начат конструктивный диалог по таким вопросам, как торговля оружием, контрабанда наркотиков и военная реформа, при понимании того, что эти вопросы являются первыми шагами в процессе подготовки к вступлению в альянс, который может растянуться на десятилетие. Готовить такие страны, как Украина к тому, чтобы они стали годными к вступлению в клуб западных демократий, возможно, не является первостепенной целью НАТО, но этот альянс является наилучшим из существующих средств для обеспечения того, что, в конечном итоге, станет переходом, имеющим жизненно важное значение для долговременной европейской безопасности.