Об энергичном российском магнате Борисе Березовском, который стал политиком, можно сказать следующее: это не тот человек, который останавливается на полпути. Проживая сегодня в Великобритании, он заявляет, что планирует истратить 100 млн. долл. США из своих средств - свое состояние он декларирует в сумме 1,5-2 млрд. долл. - на политическую кампанию, призванную заклеймить российского президента Владимира Путина как кровожадного диктатора.
"Путин пытается установить в России авторитарный режим, - заявляет г-н Березовский. - Я использую мои финансовые ресурсы, чтобы создать оппозицию". Он рассказывает о своем проекте, поедая пен-пасту (penne pasta - макароны в лимонном соусе - прим. пер.) в лондонском ресторане "Sartoria" на улице Сэвайл-Роу (Savile Row), который расположен неподалеку от его офиса. Как обыкновенно бывало и в Москве, его сопровождают телохранители. Он попивает шардоннэ (Chardonnay - белое сухое вино - прим. пер.), бутылка которого стоит 80 долл. США; его телохранители довольствуются апельсиновым соком.
Для г-на Березовского, известного российского олигарха, это новое рискованное начинание равнозначно третьему акту бурной одиссеи. Его план свалить г-на Путина кажется невероятным, но отвергать его не следует. В конце концов, общественность, воспитанная на советской лжи, восприимчива к главной идее послания г-на Березовского, что высокомерное государство способно на гнусные поступки. А строительство демократии в типовом случае представляет собой грязный процесс, где усердные разоблачители, даже мошенники в силу собственных причин бросают вызов государству.
"В действительности не важно, является ли Березовский святым или грешником, если то, что он делает, способствует дальнейшему развитию демократии в России", - говорит Блэр Рубл (Blair A. Ruble), директор вашингтонского Института имени Кеннана, занимающегося углубленным изучением России (Kennan Institute for Advanced Russian Studies).
Сага г-на Березовского воплощает в себе странный характер постсоветской России. В первом акте он использовал свои таланты математика, чтобы быстро обогатиться, едва не был убит подложенной в автомобиль бомбой, финансировал переизбрание на второй срок президента Бориса Ельцина в 1996 году и создал бизнес-империю, которая вобрала в себя самые разные предприятия, от телевизионной сети ОРТ до национальной авиакомпании "Аэрофлот". Затем он стал одним из главных игроков в ослабленном Кремле г-на Ельцина, своего рода кукловодом в пропитанном алкоголем дворе.
Занавес первого акта опустился, когда президентом страны стал трезвый Владимир Путин, бывший полковник Комитета государственной безопасности (КГБ), который заявил бизнесменам вроде г-на Березовского, чтобы те оставили политику. Затем г-н Путин вынудил г-на Березовского продать отдельные части его бизнес-империи. Г-н Березовский утверждает, что потерял при этом 800 млн. долл. США. Уязвленный, он стал критиком г-на Путина - и вскоре оказался под прицелом прокуроров, расследующих якобы имевшее место присвоение денег в компании "Аэрофлот". В конце 2000 года г-н Березовский бежал в Великобританию.
Так начался третий акт: олигарх в изгнании. Его антипутинская кампания имеет целью покончить с президентом. В центре этой кампании находится подборка документов, которые призваны подтвердить, что за серией взрывов жилых домов в Москве в 1999 году стояли высшие чины российской Федеральной службы безопасности (ФСБ), скорее всего при попустительстве самого г-на Путина.
В своем фильме, озаглавленном "Убийство России" (Assassination of Russia), который не содержит никаких бесспорных доказательств, г-н Березовский исподволь внушает мысль, что г-н Путин использовал эти взрывы, вина за которые была возложена на чеченских террористов, как предлог для начала войны против Чечни, конфликта, который помог ему утвердиться как человеку действия.
Ни одна российская телевизионная компания не согласилась показать этот фильм, в силу чего основанная г-ном Березовским новая политическая партия "Либеральная Россия" пытается организовать частные просмотры этого фильма в России. А тем временем созданный г-ном Березовским Международный фонд гражданских свобод (International Foundation for Civil Liberties) со штаб-квартирой в Нью-Йорке предлагает правовую помощь родственникам российских моряков, погибших на затонувшей подводной лодке "Курск". Семьи могут подать апелляцию на решение прокурора, который не обнаружил в деле о гибели "Курска" никаких уголовно-наказуемых деяний.
Кремль стремится принизить усилия г-на Березовского. "Он пытается избежать судьбы позабытого магната", - говорит один из помощников г-на Путина. Представитель ФСБ заявляет: "Глупые обвинения Березовского не имеют ничего общего с реальностью". Но даже притом, что г-н Березовский остается исключительно непопулярным в России, он использует глубоко скрытые подозрения. Более 40% россиян говорят, что секретная служба, вполне возможно, имеет отношение к этим взрывам.
"Он уловил опасные аспекты деятельности Путина раньше всех других", - говорит о г-не Березовском Алексей Симонов, президент московского Фонда защиты гласности. Группа г-на Симонова получила от г-на Березовского пожертвование на обеспечение правовой помощи таким журналистам, как Григорий Пасько, который был осужден как изменник родины за то, что делал заметки во время совещания командного состава Военно-Морского Флота (ВМФ) России.
"Я чувствую, что у него очень хорошие намерения", - говорит о г-не Березовском Елена Боннэр, вдова диссидентствовавшего академика Андрея Сахарова и сама ожесточенный критик г-на Путина. Она согласилась принять от основанного г-ном Березовским фонда 3 млн. долл. США для музея Сахарова в Москве. Один из помощников г-на Березовского признает, что некоторые из атипутинских активистов отказываются от такого рода помощи как от "грязных денег". Но, пока у г-на Березовского имеются миллионы, он может держаться. А потому не покидайте своего места в зрительном зале, третий акт только начинается.