Нагорный Карабах. Уже не первый год этот небольшой кусочек территории на юге Кавказа выпадает из поля зрения общественности. Этот горный район, расположенный на азербайджанской территории, но населенный в основном армянами, явился в свое время тем камнем преткновения, который тринадцать лет назад ускорил распад Советского Союза. В 1994 году, после пятилетней войны, ОБСЕ добилась перемирия между Азербайджаном и Арменией.
В прошедшее воскресенье в армянском анклаве прошли выборы. 89 процентов избирателей отдали свои голоса действующему президенту Аркадию Гукасяну, который впервые занял этот пост в 1997 году. Ни одному из его трех соперников не удалось преодолеть планку в десять процентов. Правозащитники из «Хельсинкской инициативы-92» жаловались, что существует немало законов, которые, скорее, блокируют активное участие в политической жизни и создают неравные условия. В ходе одного из опросов, проведенных пресс-клубом столицы Нагорного Карабаха Степанакерт накануне выборов, 30 процентов респондентов высказались в поддержку Гукасяна. 60 процентов опрошенных жаловались на ограничения свободы слова, что нельзя оправдывать только тем, что в регионе действует военное положение.
В международном плане президент и его страна Нагорный Крабах признана и без того только Арменией. ЕС и Совет Европы считают выборы нелигитимными. Генеральный секретарь Совета Европы Вальтер Швиммер (Walter Schwimmer) выступил против проведения голосования. Оно, по его словам, «политически не подготовлено» и без всякой на то нужды усложнит переговоры между президентами Армении и Азербайджана Робертом Кочаряном и Гейдаром Алиевым. Оба должны завтра встречаться в рамках нового тура переговоров.
Начиная с 1994 года, решением карабахского конфликта занимается так называемая рабочая группа ОБСЕ, в которую наряду с США и Россией входит Франция. Однако статус анклава так пока и не определен.
Представители Карабаха жалуются, что Армения сократила финансовую помощь. В Карабахе поэтому растет опасение, что Ереван из экономических и геополитических соображений стремится за спиной Степанакерта к «пакетному решению» с Баку. Дело в том, что стратегическое значение региона после событий 11 сентября возросло, и это вызывает особый интерес со стороны Москвы и Вашингтона. В любом случае можно с уверенностью говорить, что если Карабах вывести из числа участников разрешения конфликта, то Баку и Ереван договорятся быстрее.
Российский эксперт по проблеме Карабаха Владимир Казимиров считает проведение выборов ходом конем Гукасяна. В отличие от автократического Азербайджана он хочет представить Карабах как демократическую страну. Делает это с задней мыслью, что Европа не отдаст на откуп вельможам Баку регион, родственный ей по демократическому духу.
http://www.taz.de/pt/2002/08/13/a0107.nf/text
Im Amt bestaetigt
Im Amt bestätigt
Präsident der armenischen Enklave Berg-Karabach, Arkadi Gukasian, erhält bei Wahlen satte Mehrheit
MOSKAU taz Nagorny Karabach - seit Jahren ist dieser kleine Flecken im südlichen Kaukasus aus dem Blickwinkel der Öffentlichkeit entschwunden. Dabei war die auf aserbaidschanischem Staatsgebiet gelegene, aber mehrheitlich von Armeniern bewohnte Bergregion einst der bröckelnde Schlussstein, der den Zerfall der Sowjetunion vor dreizehn Jahren beschleunigte. 1994, nach einem fünfjährigen Krieg, handelte die OSZE einen Waffenstillstand zwischen Aserbaidschan und Armenien aus.
Am Sonntag wurde in der armenischen Enklave gewählt. 89 Prozent der Wähler gaben ihre Stimme dem amtierenden Präsidenten Arkadi Gukasian, der im September 1997 erstmals sein Amt antrat. Keinem von drei Mitbewerbern gelang es, die Zehnprozentmarke zu überspringen. Menschenrechtler von der Helsinki-Initiative 92 beklagten, es gebe viele Gesetze, die die aktive Beteiligung am politischen Leben eher blockierten und ungleiche Bedingungen schafften. In einer Umfrage des Presseclubs der Hauptstadt Stepanakert sprachen sich am Vorabend des Urnenganges rund 30 Prozent der Wähler für Gukasian aus. 60 Prozent der Befragten beklagten Einschränkungen der Meinungsfreiheit, die nicht nur auf den militärischen Ausnahmezustand zurückzuführen seien.
International werden der Präsident und sein Land Berg-Karabach ohnehin nur von Armenien anerkannt. Die EU und der Europarat lehnten die Wahlen als nicht legitim ab. Walter Schwimmer, Generalsekretär des Europarates, wies die Abstimmung mit dem Hinweis zurück, sie sei "politisch unangebracht" und würde die Verhandlungen zwischen den Präsidenten Armeniens und Aserbaidschans, Robert Kotscharian und Gaidar Alijew, unnötig belasten. Beide sollen sich morgen zu einer neuen Verhandlungsrunde treffen.
Seit 1994 befasst sich die so genannte Minsker Arbeitsgruppe im Rahmen der OSZE, der neben den USA auch Russland und Frankreich angehören, mit der Lösung des Karabachkonflikts. Doch der Status der Enklave ist weiter ungeklärt.
Vertreter Karabachs beklagen, auch Armeniens finanzieller Rückhalt hätte nachgelassen. In Karabach wachsen daher Ängste, Eriwan könne Karabach übergehen und aus wirtschaftlichen und geopolitischen Erwägungen mit Baku eine "Paketlösung" anstreben. Denn seit dem 11. September ist die strategische Bedeutung der Region gewachsen, was die Begehrlichkeiten Moskaus und Washingtons erhöht hat. Gleichwohl gilt als sicher: Wenn Karabach von der Konfliktregulierung ausgeschlossen würde, dürften sich Baku und Eriwan schneller einigen.
Der russische Karabach-Experte Wladimir Kasimirow hält die Wahlen für einen Schachzug Gukasians. Im Gegensatz zum autokratischen Aserbaidschan wolle er Karabach europäischen Beobachtern als demokratisch empfehlen. Der Hintergedanke: Europa könne ein demokratisches Gemeinwesen nicht dem Zugriff des Potentaten in Baku überlassen. KLAUS-HELGE DONATH