Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Кремль зажимает политические партии

В последнее десятилетие Кремль прореживает и обрезает дикий и слишком разросшийся политический сад постсоветской России

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Хотя в России существует система президентского правления, которую иногда сравнивают с американской, ее постсоветские президенты были выдвинуты на этот пост в результате кремлевских интриг, а не победы в процессе волеизъявления народных масс на выборах, где они выступали в качестве знаменосцев какой-либо крупной партии. "Россия превратилась в своеобразную монархию, где президент стоит над политикой", - говорит Андрей Рябов, эксперт из Фонда Карнеги в Москве.

Москва, 14 августа 2002 года. В последнее десятилетие Кремль прореживает и обрезает дикий и чересчур разросшийся политический сад постсоветской России в надежде сформировать законодательную систему из небольшого числа крупных, постоянных и лояльных ему партий. Сегодня, когда до очередной кампании по выборам в парламент остается менее года, на президента России Владимира Путина может быть оказано давление с целью укрепления доверия к этому процессу путем своего вступления в какую-либо партию.

Хотя в России существует система президентского правления, которую иногда сравнивают с американской, ее постсоветские президенты были выдвинуты на этот пост в результате кремлевских интриг, а не победы в процессе волеизъявления народных масс на выборах, где они выступали в качестве знаменосцев какой-либо крупной партии. "Россия превратилась в своеобразную монархию, где президент стоит над политикой, - говорит Андрей Рябов, эксперт из Фонда Карнеги в Москве. - Президент принимает решения, но за них не отвечает. Он не привязан ни к какой конкретной политической команде и партии, которая уходит своими корнями в общество. Это дает ему свободу маневра и манипулирования, но нашей демократии приходится платить за это определенную цену".

Как и его предшественник Борис Ельцин, г-н Путин играет активную роль в создании политических партий и в определении их места в российской политической жизни. Г-н Ельцин фактически создал новую "партию власти", чтобы нести знамя Кремля на каждые новые выборы, но впоследствии от этой партии отвернулся. В 1999 году партия "Единство" вышла на первое место в парламентских выборах, хотя она была основана всего за несколько месяцев до того группой финансово-промышленных олигархов и высокопоставленных чиновников и имела всего одну доску в своей платформе: поддержать нового премьер-министра и президентского наследника - Владимира Путина.

Впоследствии партия "Единство" объединилась с несколькими другими группировками и стала разрастающимся политическим лагерем, именуемым "Единая Россия", который имеет господствующие позиции в Государственной Думе Российской Федерации, открыто хвастает официальной поддержкой и стремится быть парламентской партией кремлевской власти. Однако г-н Путин отказывается вступать в эту партию и в последнее время заигрывает с альтернативной "партией власти", созданной его личным другом Сергеем Мироновым, председателем верхней палаты парламента.

"Многие наши политические партии были выращены в кремлевской чашке Петри (медицинская посуда для выращивания бактерий в питательной среде - прим. пер.), - говорит Андрей Пионтковский, директор независимого Центра стратегических исследований в Москве. - "Нам недостает базисной системы для образования новых партий, и сегодня представляется маловероятным, что такая система будет создана".

В России существует почти 200 партий всевозможного толка, но лишь немногие из них останутся жить после того, как будет завершена жесткая процедура регистрации партий, закон о которой был принят Думой с подачи Кремля в прошлом году. В соответствии с этим законом, для того чтобы получить право участвовать в выборах любого уровня, партия должна иметь не менее 10000 членов и должна иметь значимое представительство в половине, по меньшей мере, из 89 субъектов Российской Федерации. "Даже крупнейшие партии с трудом удовлетворяют этим условиям, а у менее крупных региональных партий не остается шанса, - говорит Владимир Прибыловский, президент независимого информационно-аналитического политического центра "Панорама". - К моменту выборов поле будет существенно сужено".

Коммунистическая партия которая регулярно получает около четверти голосов на выборах, сумела пройти регистрацию, как и "Единая Россия". Другие партии с существенным представительством в Думе - партия левых либералов "Яблоко", рыночно-консервативная партия "Союз правых сил" (СПС) и ультранационалистическая партия Владимира Жириновского - как ожидается, также протиснутся через регистрацию. Но более радикальной партии коммунистического толка, возглавляемой воинствующим левым Виктором Тюлькиным, в регистрации было отказано. Также отказано и партии "Либеральная Россия", новой оппозиционной группировке, которую финансирует бежавший из страны финансово-промышленный магнат Борис Березовский. "Закон о политических партиях потенциально дает власть предержащим право решать, кому будет разрешено участвовать в выборах, - говорит г-н Прибыловский. - Кремль хочет иметь конюшню прирученных партий, которые перекрывают весь (политический) спектр - включая сюда прирученных коммунистов, прирученных демократов и прирученных патриотов".

На (политическом) поле доминирует "Единая Россия", которая заявляет, что ее поддерживает треть, по меньшей мере, избирателей. Но кажется, что эта партия все больше нервничает из-за того, что ее главный спонсор, по-прежнему популярный г-н Путин, отказывается в нее вступать. На прошлой неделе председатель партии "Единая Россия" Александр Беспалов сказал, что партия, возможно, выдвинет законопроект, требующий от государственных руководителей быть членами какой-либо политической партии. "Единая Россия" завоевала поддержку благодаря своим заявлениям о близости к Кремлю и способности влиять на события, - говорит либеральный депутат Думы Алексей Карамурза. - Это циничное воззвание и это идейная несостоятельность, но это дает голоса. Однако существует ощущение, что Путину следует быть более тесно связанным с этой партией".

Но членство в партии ограничило бы свободу политического маневра г-на Путина и создало нежелательное давление в пользу подотчетности президента рядовым партийцам. Имеются также признаки того, что Кремль, возможно, недоволен созданием этой партии. "Быть может, это была ошибка, когда партию 'Единая Россия' сделали такой большой и положили все яйца в эту корзину, - говорит Сергей Михайлов, заместитель главы независимого Социально-политического центра в Москве. - 'Единая Россия' остается на плаву благодаря своим связям с власть предержащими и совершенно не имеет идей. В следующий раз президент, возможно, захочет поискать другую партию, которой он окажет поддержку".

От нового закона больше всего проигрывают мелкие региональные партии, которым не оставляют никакого шанса на рост путем участия в выборах. Одна такая группировка - это настроенная на независимость Калининградского анклава России Балтийская республиканская партия. Председатель партии Сергей Пасько говорит, что этот закон эффективно удушает демократический выбор опций развития данной территории. "Наша партия не имеет представителей за пределами Калининграда, и поэтому у нас нет возможности зарегистрироваться и принять участие даже в местных выборах, - говорит он. - А это значит, что мы должны искать другие пути для самовыражения".

Сторонники нового закона о партиях говорят, что он будет способствовать национальному единению путем вытеснения с главной политической сцены группировок вроде возглавляемой г-ном Пасько - и аналогичных группировок в некоторых этнических республиках Российской Федерации - которые проповедуют сепаратизм или регионалистскую политику. Критики предостерегают, что закон ослабит политический процесс, загоняя подобные взгляды в подполье.

Даже немногочисленная группа крупных партий, переживших регистрацию, может столкнуться с трудностями в связи с утратой общественностью интереса к тому, что ей представляется как политическая система, скроенная по заказу Кремля. Число людей, принимающих участие в местных выборах, резко сокращается, а в результате проведенного под эгидой Российской Академии Наук в этом году исследования выяснилось, что две трети россиян считают свою избирательную систему "показухой". "Люди видят, что выборы перестали быть честным состязанием, и я боюсь, что когда-нибудь они просто перестанут принимать в них участие", - говорит Александр Яковлев, бывший кремлевский советник, которого нередко называют автором кампании за демократизацию, провозглашенной бывшим советским президентом Михаилом Горбачевым.