Г-н Сокор является старшим научным сотрудником Фонда Джеймстауна (Jamestown Foundation) в Вашингтоне
14 августа 2002 года. Ближайшие соратники российского президента Владимира Путина, осуществляя "мегафонную дипломатию", пытаются заручиться согласием Соединенных Штатов Америки на российскую "антитеррористическую" операцию в Грузии. Кремль, по всей видимости, надеется подвести Вашингтон к сделке "Ирак за Грузию". Это свидетельствует о том, что Россия, возможно, не станет возражать против военной акции США с целью свержения Саддама Хуссейна (Saddam Hussein), если Америка молчаливо одобрит российскую военную акцию в Грузии.
В последние 2 года российские сухопутные войска и авиация неоднократно вторгались на территорию и в воздушное пространство Грузии, утверждая при этом, что объектами их ударов являются "лагеря международных террористов". За последние 10 суток российские самолеты совершили пять налетов, в ходе которых бомбили ненаселенные районы Грузии.
Московский хор выступающих за военное вмешательство в Грузии возглавляют представитель президента по связям с общественностью Сергей Ястржембский, министр обороны Сергей Иванов, министр иностранных дел Игорь Иванов, председатель Совета Федерации Сергей Миронов и глава комитета по иностранным делам Государственной Думы Михаил Маргелов - все члены команды г-на Путина. Все они доказывают, что Россия имеет "право" вмешиваться в Грузии (как это сделали Соединенные Штаты в Афганистане, Израиль - на Западном берегу или Индия - в своей части Кашмира), чтобы вести борьбу с "международным терроризмом". Кроме того, они ссылаются на доктрину упреждающих действий президента США Джорджа Буша-младшего (George W. Bush), заявляя, что у них есть право на упреждающий удар, поскольку Грузия допускает существование убежища террористов на своей территории.
Разумеется, нельзя проводить никаких параллелей между обстановкой в Афганистане, на Западном берегу, в Кашмире и обстановкой в Грузии. Государственный департамент США конкретно подчеркнул это обстоятельство в своем заявлении от 1 августа в поддержку суверенитета и нерушимости границ Грузии. Ссылаясь на программу Пентагона (министерство обороны США - прим. пер.) по подготовке и оснащению грузинских военнослужащих для проведения антитеррористических операций - для осуществления которой в этой стране уже находятся американские "зеленые береты" (военнослужащие войск специального назначения армии США - прим. пер.) - заявление подчеркивает, что это дело самой Грузии проводить, если необходимо, какие бы то ни было антитеррористические операции на своей территории.
Москва отреагировала намеком на то, что она может выступить против операции Соединенных Штатов в Ираке. В правительственном органе "Российская Газета" появилась статья, где сильно критикуется заявление государственного департамента США по Грузии. В статье высказывается недовольство тем, что Соединенные Штаты превратили Грузию в своей стратегический плацдарм на Кавказе. Далее газета предостерегает Соединенные Штаты от действий "без согласия международного сообщества", своих друзей и союзников, которые могут ей еще пригодиться в будущем.
У г-на Путина имеются определенные причины для беспокойства. Несколько сотен чеченских боевиков вместе с несколькими тысячами чеченских беженцев нашли убежище в Грузии. Кремль утверждает, что Панкиси является каналом снабжения для воюющих в Чечне повстанцев и базой "международных террористов".
У Кремля есть четыре, по меньшей мере, серьезных основания для того, чтобы желать возвращения Грузии под свой контроль.
Во-первых, Грузия играет ключевую роль в экспорте каспийской нефти и природного газа непосредственно на западные рынки. Москва хочет, чтобы львиная доля каспийских энергоресурсов направлялась через ее территорию. Одним из путей достижения этого может стать принуждение Грузии к изменению ее политической ориентации или разжигание нестабильности в этой стране.
Во вторых, Москва надеется сохранить свои военные базы на территории Грузии, от которых грузины давно мечтают избавиться.
В-третьих, Россия поддерживает Абхазию и Южную Осетию, анклавы вооруженных сепаратистов в Грузии, чтобы помешать Грузии достичь национального объединения. В обоих указанных районах находятся российские "миротворцы". Использование российских войск в Панкисском ущелье стало бы еще одним шагом в направлении развала Грузии как единого государства.
Четвертый важный фактор был недавно назван Стробом Тэлботтом (Strobe Talbott) и Стефеном Сестановичем (Stephen Sestanovich), бывшими посланниками администрации Клинтона (Clinton), исходя из их опыта общения с кремлевскими лидерами: это интенсивная личная неприязнь россиян к грузинскому президенту Эдуарду Шеварднадзе. Как недавно заметил г-н Тэлботт, "очень многие во властных структурах в Москве ненавидят его". Они обвиняют его в соучастии в развале Советского Союза и считают его чуть ли не предателем.
Международное сообщество справедливо расценило бы российскую военную интервенцию против Грузии под предлогом "борьбы с терроризмом" как действие, направленное на восстановление господства Москвы и наказание прозападных руководителей Грузии. Подобный шаг серьезно осложнил бы отношения России с Америкой и с Организацией Североатлантического договора (НАТО). Что еще более важно, неправильное использование антитеррористической риторики для оправдания подобной интервенции подорвало бы любую ценность российской политической поддержки настоящих антитеррористических операций Соединенных Штатов и их союзников на Ближнем и Среднем Востоке и в других регионах планеты. Надо полагать, администрация Буша-младшего будет иметь это в виду всякий раз, когда начинают работать мегафоны в Москве.