16 августа 2002 года. В четверг вечером Россия и Соединенные Штаты не сумели договориться по вопросу о том, как спасти осуществляемую Организацией Объединенных Наций (ООН) программу гуманитарной помощи Ираку, в то же время положив конец попиранию Багдадом санкций ООН. Ожидается, что на следующей неделе пять постоянных членов Совета Безопасности ООН соберутся, чтобы попытаться спасти программу ООН "нефть за продовольствие", которая страдает от дефицита в сумме 2 млрд. долл. США. Этот дефицит угрожает подорвать гуманитарные усилия ООН.
В соответствии с вышеназванной программой, Ираку разрешено экспортировать сырую нефть при условии, что доходы от ее продажи (после выплаты оставшихся от войны долгов) будут тратиться на продукты питания и медикаменты. Однако экспорт иракской сырой нефти сократился до 630000 баррелей (1 американский баррель для нефтепродуктов = 158, 75-158,98 л) в сутки, хотя страна обладает возможностями добывать 2 млн. баррелей в сутки. По данным ООН, нехватка фондов означает, что товаров для Ирака можно будет закупить меньше на сумму 2,4 млрд. долл. США.
Ожидаемая встреча - в которой примут участие представители США, Великобритании, Франции, России и Китая - состоится в момент, когда государственный департамент США изучает вопрос об организации сети американских организаций гуманитарной помощи в Ираке.
Цену на иракскую сырую нефть устанавливает ООН. Дипломаты возлагают вину за низкий объем экспорта на незаконное завышение Багдадом цены на нефть, а также на политику ограничения этой цены, введенную Соединенными Штатами и Великобританией с целью воспрепятствования требованию Ирака повысить цену на его нефть на 15-45 центов за баррель. Соединенные Штаты и Великобритания опасаются, что незаконно завышенная Багдадом цена может быть использована для воссоздания иракской программы разработки оружия массового поражения (ОМП). Россия, главный союзник Ирака в Совете Безопасности ООН, добивается изменения ценовой политики в отношении иракской нефти. Она доказывает, что Ирак перестал незаконно завышать цену на свою нефть. Великобритания и Соединенные Штаты с этим не согласны.
Нефтяные компании начинают ощущать эффект непредсказуемости экспорта иракской сырой нефти. На прошлой неделе Билл Грихи (Bill Greehey), исполнительный директор независимой американской компании по переработке нефти "Valero", написал министру энергетики США Спенсеру Эйбрахаму (Spencer Abraham) письмо, в котором призывает к изменению ценовой политики Соединенных Штатов. Он высказал мнение, что эта мера (искусственное ограничение цены на иракскую сырую нефть - прим. пер.) ведет к сокращению поставок сырой нефти на мировые рынки и к росту цен на нее. Однако один официальный представитель США сказал: " Тем, кто жалуется на то, что поставки нефти из Ирака стали спорадическими, не следует рассчитывать на симпатию американского правительства. Кое-кто платит незаконно завышенную цену за эту нефть, а это является нарушением резолюций Совета Безопасности ООН".
Беды гуманитарной программы ООН только усугубились в результате недавнего решения Багдада прекратить экспорт своей нефти на несколько недель в знак протеста против политики Запада в отношении палестинцев в их конфликте с Израилем.