Дональд Рамсфелд (Donald Rumsfeld) (министр обороны США - прим. пер.) перегрыз то, что еще оставалось от поводка, на котором его держали. Рычание Дика Чейни (Dick Cheney) (вице-президент США - прим. пер.) становится все громче. Говорят, что с Пола Вулфовица (Paul Wolfowitz) (заместитель министра обороны США - прим. пер.) уже сняли мерку, чтобы подобрать ему камуфляжное обмундирование для ведения боевых действий в условиях пустыни. Ежедневно на первой странице газеты "The New York Times" публикуются варианты военных планов Пентагона (министерство обороны США - прим. пер.). Вторжение Соединенных Штатов в Ирак кажется делом решенным. Единственный вопрос, когда. Так говорят все. Я в этом не убежден.
Большинство американцев думают, что было бы правильным избавиться от Саддама Хуссейна (Saddam Hussein) (президент Ирака - прим. пер.). Более того, это позволило бы Джорджу Бушу-младшему (George W. Bush) (нынешний президент США - прим. пер.) свести старые семейные счеты. Джорджу-старшему (отец нынешнего президента - прим. пер.) следовало бы пойти маршем на Багдад, когда в 1991 году у него была такая возможность. Джордж-младший может исправить эту ошибку. Все это понятно. Слишком понятно. Но чего-то здесь недостает. Дурачок, это же политика. Действительно ли Джордж-младший готов рисковать своим пребыванием в Белом доме (резиденция президента США в Вашингтоне - прим. пер.), поставив его в зависимость от победы над Саддамом Хуссейном?
Все президенты в свой первый срок пребывания на этом посту имеют одну амбицию: остаться у власти еще на 4 года. В этом нет ничего постыдного. Если президент в самом деле собирается осуществить перемены, ему необходимо пробыть в Овальном кабинете (рабочий кабинет президента в Белом доме - прим. пер.) 8 лет. Впрочем, для Джорджа-младшего прецеденты особенно острые.
Конечно же, отомстить за унижение своего отца, воплощением которого является то, что г-н Хуссейн остается у власти через 10 лет после окончания войны в Персидском заливе, было бы прекрасно. Но куда более важной для самоуважения этой семьи явилась бы победа Джорджа-младшего на (президентских) выборах в ноябре 2004 года. Как на собственном опыте познал Джордж-старший, президентства продолжительностью в один срок остаются в истории как примечания, интересные главным образом тем, что могло бы быть, но не свершилось. Мы должны предположить, что его сын не хочет, чтобы о нем вспоминали как о второй президентской интерлюдии семейства Бушей.
Итак, поможет ли появление американских солдат в Багдаде Джорджу-младшему сохранить для себя Белый дом? Трудно утверждать это с уверенностью. Куда проще прогнозировать, как война, которая пойдет неудачно, или даже война, которая станет победоносной, может привести к тому, что новое президентство достанется представителю Демократической партии США.
Самые сердитые вояки в Вашингтоне имеют одно общее. Это политики вчерашнего дня. Семидесятилетний Дональд Рамсфелд в первый раз был в своей нынешней роли в Пентагоне более 25 лет назад, при президенте Джеральде Форде (Gerald Ford). Шестидесятиоднолетний г-н Чейни, который вследствие болезни сердца, очевидно, не будет переизбран на второй срок в качестве вице-президента, был министром обороны при Джордже Буше-старшем (George W. Bush Sr.). Г-н Вулфовиц является еще одним из ветеранов прежних республиканских администраций, который, кажется, ставит главной целью своей жизни исправление ошибок прошлого.
Впрочем, для нынешнего президента США история преподносит иные уроки. Его отец выиграл войну и потерял свой президентский пост. Поражение его отца на выборах не имело никакого отношения к тому факту, что г-н Хуссейн все еще остается у власти. Операция "Буря в пустыне" (Desert Storm) была исключительно успешной. Но избиратели решили, что Джорджу-старшему следовало бы обратить больше внимания на экономику. И они поддержали Билла Клинтона (Bill Clinton) (42-й президент США, правивший в период 1993-2001 гг.).
Джордж-младший имеет и другие основания считать, что победа на поле боя не обязательно гарантирует любовь народа. Одним из его политических героев является Уинстон Черчилль (Winston Churchill) (известный политический деятель Великобритании, 1871-1965 гг. - прим. пер.). Бронзовый бюст великого английского премьер-министра стоит под одной из наиболее ценимых нынешним президентом картин с видом Западного Техаса (Техас - один из штатов США - прим. пер.) в Овальном кабинете. Нам всем известно, что случилось с г-ном Черчиллем в момент, когда он купался в лучах славы самого лучшего времени Великобритании. Неблагодарные избиратели изгнали его с занимаемого поста.
Стратегией вашингтонских "ястребов" является, разумеется, лишение президента возможности выбирать курс действий: создание такого климата, в котором г-ну Бушу-младшему не останется иного выбора, как только вторгнуться в Ирак. Им это почти, но не совсем, удалось. Не далее как на днях президент США попытался приструнить некоторых из наиболее оголтелых сторонников войны. Война не является неизбежной, сказал он, и он собирается "быть терпеливым и осмотрительным" прежде, чем начинать войну с Ираком. Это означало, что он намерен провести тесные консультации с американскими союзниками - и вне всяких сомнений с Карлом Роувом (Karl Rove), политическим стратегом Белого дома, которому поручено обеспечить его переизбрание на второй срок. Г-н Буш-младший также постарался защитить свои фланги на домашнем фронте, пригласив в Техас своих друзей из деловых кругов для обсуждения перспектив американской экономики.
Реакцией г-на Рамсфелда стало усиление призывов "Давайте воевать!"; г-н Чейни тем временем заверил разношерстную группу иракских эмигрантов, которые пытаются выдавать себя за правительство Ирака в изгнании, что Соединенные Штаты в самом деле вознамерились избавиться от г-на Хуссейна. Можно чуть ли не слышать, как господа Рамсфелд и Чейни нашептывают в ухо Джорджа Буша-младшего: "Вам нельзя теперь отступать, г-н президент. Слишком много сказано слов - и в том числе нами. Американский народ станет говорить, что вы ослабили свою борьбу с терроризмом".
Однако результаты опросов общественного мнения говорят об ином. Американцы (и с этим не могут не согласиться европейцы) уверены в том, что г-н Хуссейн является "плохим парнем". Они высказываются за военную акцию с целью его свержения. Но за этим главным суждением стоит масса неопределенностей. Поддержка войны резко сокращается, как только речь заходит о возможных тяжелых боевых потерях. То же самое происходит, когда высказывается предположение, что Америке придется воевать в одиночку. И, если большинство американцев видят в г-не Хуссейне угрозу, они далеко не уверены в том, что эта угроза является явной и непосредственной. Из каждого опроса следует, что г-ну Бушу-младшему еще предстоит обосновать свое решение рискнуть жизнями тысяч американцев на пути к Багдаду.
Риски вполне реальны, на что указывают недавние слушания в конгрессе США. Никто не знает, какого рода сопротивление окажут иракцы с целью защиты своего нынешнего правящего режима. Но, если у г-на Хуссейна имеется оружие массового поражения (ОМП), то никогда у него не будет лучших оправданий для его боевого применения. Перспектива уличных боев за овладение каждым домом в Багдаде приводит в ужас военных стратегов. То же самое относится и к опасности ракетного удара иракцев по Израилю.
Вполне возможно, что война с Ираком видится американским избирателям как отвлечение сил от выполнения задачи уничтожения террористической сети "Аль-Каида" (al-Qaeda). Нам до сего времени неизвестно местонахождение ее руководителя, Усамы бен Ладена (Osama bin Laden). Западные разведывательные службы считают, что очень велика вероятность новой вспышки террористической активности. Ирак представляет собой опасность, но более отдаленную. Как будет выглядеть президент США, если террористы "Аль-Каиды" осуществят новое нападение в момент, когда он будет вести войну против г-на Хуссейна?
Далее разумеются, идут экономические риски. Даже если Ближний и Средний Восток останется сравнительно спокойным, и война пойдет хорошо, мировая цена на нефть может удвоиться и снова ввергнуть средних американцев в спад. Джордж-младший, конечно же, не забыл лозунг г-на Клинтона, который помог ему выиграть президентский пост. Это же экономика, дурачок.
Политика войны почти всегда является асимметричной. Победа несет с собой неопределенные выигрыши, поражение - более предсказуемую расплату. На определенном этапе Соединенным Штатам - и их союзникам - безусловно, придется вступить в конфликт с г-ном Хуссейном. Но пока что ничто не указывает на то, что угроза является достаточно непосредственной, чтобы диктовать необходимость немедленного устранения от власти г-на Хуссейна. Пока это положение не меняется, война не является неизбежной. Если, конечно, г-н Буш-младший не желает пойти по стопам своего отца.