19 августа 2002 года. Россия собирается заключить с Ираком рассчитанное на 5 лет торговое соглашение на сумму 40 млрд. долл. США, что вызывает в Вашингтоне новый прилив беспокойства в отношении реакции российского президента Владимира Путина на американские усилия по устранению от власти иракского президента Саддама Хуссейна (Saddam Hussein). Сделка с Ираком усиливает экономические интересы в обеих странах, поэтому Россия впоследствии может потребовать защиты или компенсации потерь, что потенциально повышает заинтересованность Москвы в поддержке иракского правящего режима.
Г-н Путин одновременно укрепляет отношения с другими странами, которые входят в то, что американский президент Джордж Буш-младший (George W. Bush) охарактеризовал как "ось зла". В прошлом месяце Россия предложила Ирану рассчитанную на 10 лет программу экономической помощи, которая будет включать, в том числе, поставки еще пяти атомных реакторов, в дополнение к тому, который уже строится там.
На этой неделе Россия будет второй раз в этом году принимать у себя руководителя Северной Кореи Ким Чен Ира (Kim Jong-Il).
Ирак впервые публично предложил России заключить соглашение почти год назад. На этой неделе иракский посол в Москве Аббас Халаф (Abbas Khalaf) заявил, что подписание этого соглашения может состояться в Багдаде в следующем месяце. Вчера Россия подтвердила, что соглашение с Ираком "подготавливается", но сказала, что дата его подписания пока не определена. Г-н Халаф сказал, что соглашение касается главным образом проектов в сфере энергетики, транспорта и сельского хозяйства.
Ирак заявляет, что эти проекты, обещанные теперь России, могут осуществляться даже в рамках санкций Организации Объединенных Наций (ООН) против Ирака, которые позволяют Ираку продавать свою нефть, чтобы получить деньги на закупки продовольствия и товаров первой необходимости. Багдад рассматривает данную сделку как способ заручиться российской дипломатической поддержкой, которая в последний год, когда г-н Путин начал проводить более ориентированную на Запад внешнюю политику стала менее определенной.
Ирак хотел бы, чтобы Россия использовала свое право вето в Совете Безопасности ООН, если Вашингтон попытается получить согласие ООН на проведение военной операции против Ирака. Это соглашение поможет Ираку парировать аргументы Соединенных Штатов, что Россия сумеет получить экономический выигрыш от смены правящего режима в Багдаде.
Соединенные Штаты намекнули, что, если Россия согласится на свержение г-на Хуссейна, интересы действующих в Ираке российских нефтяных компаний не пострадают. Россия, крупнейший торговый партнер Ирака, хотела бы также, чтобы любой будущий иракский режим решил вопрос об остающемся с советских времен долге России в сумме 7 млрд. долл. США.
Соединенные Штаты осторожно отреагировали на ранее появлявшиеся сообщения о российско-иракской сделке. "Мы уверены, что Россия понимает свои обязательства в соответствии с резолюциями Совета Безопасности ООН и будет их соблюдать", - сказано в заявлении Белого дома (резиденция президента США в Вашингтоне - прим. пер.).
А тем временем главный инспектор ООН по вооружениям Ганс Бликс (Hans Blix) предостерег, что воинственные заявления Соединенных Штатов могут привести к тому, что Ирак не разрешит военным инспекторам вернуться в страну, имея беспрепятственный доступ на все объекты. "Если иракцы придут к заключению, что вторжение неизбежно, тогда они могут посчитать, что присутствие на их территории военных инспекторов не имеет смысла".
Г-н Бликс сказал корреспонденту компании BBC, что он очень хочет "начать инспектирование" и "помочь найти решение (иракской проблемы), не прибегая к военной силе". Он сказал, что инспекторы по вооружениям не будут находиться под контролем Соединенных Штатов или какого-либо другого государства. "Мы должны быть абсолютно твердыми в том, что являемся органом ООН". Он отметил, что организация "Unscom", которая ранее занималась инспектированием в Ираке, находилась "в значительно более прямой зависимости от представленных в ней отдельных государств".