На каждом третьем российском самолете при ремонте были использованы поддельные запасные части. Как сообщала московская газета «Известия» со ссылкой Комиссию по расследованию авиационных катастроф, «детали неизвестного происхождения и неизвестного поведения в будущем» можно обнаружить даже на президентском самолете авиакомпании «Россия», на котором летает глава государства Владимир Путин.
Незаконная торговля поддельными запасными деталями является в России бизнесом, который, очевидно, приносит миллионы. В большинстве случаев снимают старые детали с выведенных из эксплуатации самолетов. На эти детали выписывают фальшивые документы, и они устанавливаются на самолеты уже как новые. Особенно вопиющим был случай с самолетом Ил-18, который в конце 2001 года упал в окрестностях города Тверь. На самолете были установлены детали, которые умельцы сняли с музейного экспоната, который целое десятилетие простоял как памятник на постаменте.
Инспекторам чаще, чем прежде, приходится проверять соблюдение мер безопасности в авиационных компаниях. Министерство транспорта надеется таким образом вытеснить с рынка наиболее проштрафившихся его участников. В России насчитывается пока 267 авиакомпаний, после очищения рынка их должно остаться от 20 до 40, из которых десять будут обслуживать внутренние линии.
Действительно, авиационный парк у большинства акционерных обществ безнадежно устарел. Но отечественные производители, такие, как компании «Илюшин», «Туполев» или «Антонов», почти не получают заказов. В 2000 году российские авиакомпании все вместе взятые закупили четыре летательных аппарата отечественного производства, в прошлом году было заказано десять.
При этом, как говорится в анализе, подготовленном Министерством транспорта, авиакомпании, если они хотят продолжать летать, должны к 2015 году закупить в общей сложности 1 400 новых пассажирских самолетов и 1 150 вертолетов. Если к этому добавить государственные заказы и экспорт, тогда речь может идти о 2 800 самолетах и 2 200 вертолетах.
Однако такие объемы не в состоянии освоить ни потенциальные заказчики, ни производители. Модельный ряд, который остается неизменным, начиная с 80-х годов, несмотря на весь протекционизм со стороны государства, не в состоянии конкурировать с зарубежными производителями. Самолеты отечественного производства считаются несовременными пожирателями керосина. Существует угроза, что самым предпочтительным типам российских самолетов из-за большого уровня шума будет вообще запрещено летать над Европой.
Авиакомпании поэтому ищут выход на Западе. «Аэрофлот» - компания с государственным участием - только в июне закупила 18 Аэробусов-320 на общую сумму 600 миллионов долларов США. Хорошим спросом пользуются «Боинги», которые передаются по договорам о лизинге. Будущее российского самолетостроения, может, скорее, состояться в удлинении производственной цепочки. Так, европейский авиакосмический концерн "EADS" намерен получить на ближайшие десять лет заказы в размере 2,1 млрд. долларов США.
Необычным может оказаться германо-российское сотрудничество между неплатежеспособной компанией "Fairchild Dornier" и концерном «Базовый элемент» алюминиевого барона Олега Дерипаски. Дерипаска ведет переговоры об участии в капитале "Fairchild Dornier". Тогда в Оберпфаффенхофене и приволжском городе Самара можно было бы наладить строительство самолета для местных авиалиний «Дорнье-728». Но соглашение пока еще не подписано.