Экономика катится под откос, биржевой пузырь лопнул, страна объявила всеобщую войну против терроризма, ее вооруженные силы на неопределенное время оккупировали Афганистан, а президент Джордж У. Буш (George W. Bush) взвешивает возможность нанесения удара по Ираку. Предстоящая ноябрьская кампания, в результате которой должны быть переизбраны депутаты палаты представителей американского Конгресса, треть Сената и 36 администраций штатов, предоставляет богатый материал для разговоров. И все же, практически все новости, так или иначе, касаются скандалов, связанных с известными компаниями. Кандидаты занимаются тем, что обвиняют друг друга в постыдных отношениях с крупными корпорациями. Обе партии, более чем когда-либо прежде, тратят свои средства на рекламные предвыборные кампании, суть которых сводится к поливанию грязью соперника.
Единство нации, явившееся следствием трагедии 11 сентября, было всего лишь затишьем. Все вернулось на круги своя, к тому положению вещей, что господствовало в Штатах в ноябре 2000 года, когда президент Джордж У. Буш одержал победу с перевесом в один голос: 4 - 3. И не у избирательных урн, где он проиграл, а в зале суда верховного суда.
Республиканцы и демократы бросаются в бой, имея техническое равенство там, где речь идет о числе голосов, и на следующую неделю вырисовывается следующая картина: жесткое противостояние, основанное на обоюдных обвинениях в коррупции и мошенничестве. Речь идет о фрагментарных выборах, которые должны пройти в отдельных штатах, но везде будет господствовать один общий аргумент. Перешедшие в наступление демократы пытаются идентифицировать республиканцев с утратившими былой престиж и плохо управляемыми крупными корпорациями (положительное национальное и локальное сальдо обратилось в дефицит). Забавно, но, похоже, что находящиеся в обороне республиканцы намерены платить своему сопернику той же монетой.
Терроризм? Безопасность? Пенсии? Медицинская помощь? Всего лишь несколько месяцев назад именно эти вопросы казались центральными темами предвыборной кампании. А сегодня о них даже никто не вспоминает. За первые десять дней августа кандидаты 22 штатов потратили 3,4 миллиона долларов (3, 45 миллиона евро) на рекламные ролики, направленные на обвинения в пособничестве крупным кампаниям, либо на защиту от подобных обвинений. Затраты на рекламные ролики, касающиеся других проблем и вопросов, намного отстают от вышеназванной цифры. «На настоящий момент скандалы, связанные с крупными компаниями, загнали в угол все остальные проблемы», - объясняет сложившуюся ситуацию Эван Трейси (Evan Tracy) из Campaign Media Analysis Group.
После проведения реформы в области финансирования политической деятельности, сопровождавшейся судорогами агонии в Конгрессе и с большой неохотой одобренной Бушем, ноябрьские выборы станут последними, в которых могут быть использованы soft money. Речь идет о деньгах, полученных партиями от юридических лиц, без какого-либо ограничения и с одним единственным условием: не рекомендовать избрание некой конкретной кандидатуры. Похоже, что и республиканцы и демократы готовы провести выборы на широкую ногу. Крис Рорс (Chris Rohrs), президент Television Bureau of Advertising, говорит: «Согласно нашим подсчетам затраты на создание рекламных роликов для предвыборной кампании составят 850 миллионов долларов, а, может, достигнут и 1000 миллионов: побиваются все прежние рекорды».
Принимая во внимание избыток финансовых средств и стратегию, основанную на дискредитации соперника, на настоящий момент предвыборную кампанию вряд ли можно назвать привлекательным зрелищем. Переполненные демагогией обвинения в мошенничестве и коррупции раздаются повсеместно. Усилия, предпринимаемые дабы отмежеваться от таких корпораций как «Энрон» и «WorldCom», замешанных в финансовых аферах после того, как они весьма щедро финансировали практически всех кандидатов, как с той, так и с другой стороны, настолько самоотверженны, что создается впечатление, словно американские политики превратились в революционно настроенных антикапиталистов.
«Мы потребуем ответственности руководящих работников крупных компаний», - обещает кандидат-демократ в депутаты палаты представителей от Западной Виржинии. «Картина выглядит тошнотворной: руководители крупных компаний совершают подлоги, которые ставят под угрозу рабочие места и отчисления в пенсионный фонд сотрудников». Эта фраза взята из рекламного ролика республиканского - и очень консервативного - сенатора Уэйна Алларда (Wayne Allard) из Колорадо.
Больше всего привлекают внимание предвыборные баталии в штатах Флорида и Техас - двум феодах семьи Бушей. Во Флориде брат Джеб Буш (Jeb Bush) начинает свою предвыборную кампанию не слишком удачно. Демократы назовут его соперника после предварительного тура выборов, который должен пройти 10 сентября. На сегодняшний день есть два кандидата: бывший генеральный прокурор Билла Клинтона (Bill Clinton), страдающая от болезни Паркинсона Жанет Рено (Janet Reno), которую поддерживают не только такие звезды как Элтон Джон (Elton John) и Мартин Шин (Martin Sheen), но и избиратели (за исключением кубинской диаспоры, после так называемого «дела Элиана») и адвокат Билл Макбрайд (Bill McBride) - фаворит партии. Но Буш, который по последним опросам опережает Рено на 14 пунктов, уже столкнулся с неприятностями. Брат президента был вынужден пойти на разоблачение одной из групп поддержки, использовавшей фальшивые, порой граничащие с непристойностями сведения в целях очернения бывшего генерального прокурора (сексуально окрашенные намеки, обвинения в связях с террористами). Сейчас брат Буш пытается преодолеть правительственный кризис, вызванный плохой работой агентства по опеке малолетних детей.
А самый крепкий бастион республиканцев - Техас - мог бы преподнести большой сюрприз. Бывший мэр Далласа, темнокожий демократ Рон Кирк (Ron Kirk) самым великолепным образом начал свой путь по направлению к Сенату. А мультимиллионер латиноамериканского происхождения Тони Санчес (Tony Sanchez) мог бы сместить с поста губернатора Рика Перри (Rick Perry) - человека, которому Буш передал это кресло по наследству. Дела у республиканцев в Техасе идут настолько не просто, что Джордж У. Буш предпочел отдалиться от предвыборной кампании, не желая, чтобы поражение республиканской партии повредило его правлению в Вашингтоне.