20 августа 2002 года. Вашингтонские "ястребы", возможно, испытывают соблазн рассматривать предложенную России Ираком торговую сделку на сумму 40 млрд. долл. США как предательство (американских друзей - прим. пер.) Но спокойная реакция администрации США совершенно уместна. Россия является одним из союзников Соединенных Штатов в борьбе против терроризма и распространения в мире оружия массового поражения (ОМП). Но к ней необходимо относиться также и как к независимой державе, которая должна защищать собственные интересы. И Западу не следует забывать о том, что прозападная политика президента России Владимира Путина остается непопулярной на больших пространствах России.
Г-н Путин в настоящее время улучшает отношения с тремя государствами, которые президент США Джордж Буш-младший (George W. Bush) в этом году назвал "осью зла": Ираком, Ираном и Северной Кореей. Соглашение с Ираком совпадает с сообщениями о прогрессе на переговорах России с Ираном и о планируемом визите в Россию лидера Северной Кореи Ким Чен Ира (Kim Jong-Il).
В Вашингтоне это могли бы расценить как отсутствие лояльности. Но Западу следует делать различие между реальными и ничего не значащими угрозами. Сделка с Ираком менее важна, чем кажется на первый взгляд, поскольку она оформлена в рамках ограничений, предусмотренных наложенными на Багдад Организацией Объединенных Наций (ООН) санкциями. Это соглашение, вероятно, только лишь подтверждает статус-кво.
Реальная цель Москвы заключается в том, чтобы послать Вашингтону сигнал, что у нее есть действительные экономические интересы в Ираке - интересы, которые должны быть приняты во внимание, если Соединенные Штаты примут решение силой навязать иракцам смену правящего режима. Учитывая слабое состояние экономики России, это представляется резонным.
Официальным лицам США не следует страдать бессонницей из-за контактов между Россией и Северной Кореей. Приезд г-на Ким Чен Ира в Москву в прошлом году почти не привел к каким-либо заметным переменам (в отношениях между двумя странами - прим. пер.). То же самое можно сказать и о его визите на российский Дальний Восток в этом году.
Иран - это другое дело, ибо тут имеет место действительное столкновение интересов между Соединенными Штатами и Россией. Россия видит в Иране богатого торгового партнера и опору стабильности в охваченной волнениями Центральной Азии. Соединенные Штаты рассматривают Тегеран как источник терроризма и ядерного распространения. Поэтому их особенно заботят планы Москвы по расширению экспорта в Иран ядерных технологий. Официальные лица США вполне правильно ставят вопросы относительно этих предложений. Но менее ясно, является ли правильным их общий подход к Тегерану. Европейские государства, включая Великобританию и Францию, относятся к Ирану менее враждебно.
Недавно Москва в ходе проведения своей прозападной политики была вынуждена проглотить некоторые горькие пилюли, в первую очередь согласиться на расширение Организации Североатлантического договора (НАТО). Г-н Путин взамен получил не очень многое. Администрация США даже не сумела отменить торговые ограничения, связанные с поправкой Джексона-Вэника (Jackson-Vanik) - правила "холодной войны", которые были призваны наказать Россию за репрессивную эмиграционную политику.
Соединенным Штатам необходимо внимательно отслеживать сделки России с "трудными" странами. Но им следует оставить г-ну Путину некоторую свободу маневра.