20 августа 2002 года. В понедельник Соединенные Штаты приветствовали предстоящий визит в Россию лидера Северной Кореи Ким Чен Ира (Kim Jong-il) и попытались приуменьшить важность любых разногласий между Вашингтоном и Москвой из-за недавней коммерческой сделки с Ираком. Официальные представители США сказали, что Россия остается одним из самых сильных их союзников в войне против терроризма, и что Вашингтон ожидает, что президент России Владимир Путин пошлет лидеру Северной Кореи то же самое сообщение, что и Соединенные Штаты.
Россия вызвала у некоторых аналитиков озабоченность после того, как дала согласие на заключение с Багдадом экономического соглашения на сумму 40 млрд. долл. США. Однако официальный представитель государственного департамента США Филип Рикер (Philip Reeker) в понедельник сказал: "Представляется, что в этом (соглашении) нет ничего такого, что не соответствовало бы полностью резолюциям Совета Безопасности Организации Объединенных Наций (ООН)".
Один из представителей министерства иностранных дел России также приуменьшил значимость этой сделки, заявив, что подготавливаемый к подписанию документ не содержит конкретных цифр по стоимости контрактов, обещанных российским компаниям, и что дата подписания соглашения пока не определена. Он сказал, что это соглашение будет "полностью соответствовать требованиям ныне действующего режима санкций┘"
Сделка России с Ираком, по мнению аналитиков, была попыткой Багдада добиться согласия России на использование ее права вето в Совете Безопасности, если бы Вашингтон попытался заручиться поддержкой ООН в принятии военных мер против Ирака. "Ирак сейчас использует всевозможные средства, чтобы отвести угрозу операции вооруженных сил США; в числе прочего Багдад хочет заручиться поддержкой России", - сказал политолог Вячеслав Никонов.
Сообщения о соглашении поступили как раз через месяц после того, как Москва сделала достоянием общественности свое желание оказать Ирану помощь в строительстве пяти атомных реакторов, в дополнение к тому, который уже строится. Вслед за критикой Соединенных Штатов, опасающихся, что эти реакторы могут быть использованы в интересах программы создания ядерного оружия, Россия изменила свою позицию, заявляя, что заключение соглашения будет поставлено в зависимость от политических факторов. Российские и иранские официальные лица начиная с сегодняшнего дня должны провести в Москве переговоры по вопросу нераспространения (оружия - прим. пер.), на которых скорее всего будет обсуждаться протест Соединенных Штатов.
Вышесказанное означает, что Москва будет принимать у себя одного за другим представителей каждой из стран, которые Соединенные Штаты относят к членам "оси зла". Это побудило кое-кого к спекулятивным рассуждениям относительно намечающегося раскола между Москвой и Вашингтоном в момент, когда Соединенные Штаты стремятся заручиться поддержкой Москвы по вопросам, включающим, в том числе, возможное нападение на Ирак. Однако аналитики говорят, что, если России удастся уговорить Северную Корею стать более открытой и рационально мыслящей страной, Москва могла бы получить крупные дипломатические дивиденды.
Что касается экономических соглашений с Ираком и Ираном, некоторые видят в них российский способ подготовки к тому, чтобы позднее уступить пожеланиям Соединенных Штатов, в то же время доказывая, что у нее в Ираке имеются крупные экономические интересы, которые должны быть защищены, если (иракский президент) Саддам Хуссейн (Saddam Hussein) будет свергнут.