Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
«Америка потерпит в Афганистане фиаско»

Интервью с бывшим министром обороны России Игорем Родионовым

«Америка потерпит в Афганистане фиаско» picture
«Америка потерпит в Афганистане фиаско» picture
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Российская армия разлагается, она подвержена коррупции, преступности, ей не хватает денег в тот момент, когда у порога стоят НАТО и Соединенные Штаты. Игорь Родионов, являвшийся в 1996-1997 годах при президенте Борисе Ельцине министром обороны, ныне он депутат Государственной Думы от Коммунистической партии, глубоко озабочен. Родионов - человек, прошедший Афганистан, до сих пор рассматривает Запад в качестве вероятного противника, но одновременно выступает за сближение с ним. Взгляды 66-летнего генерала могут служить репрезентативным индикатором настроений среди офицерского корпуса

"DW": США и некоторые европейские государства в течение нескольких месяцев действуют на территории Афганистана. В восьмидесятые годы Вы были командующим 40-й армией. Как Вы оцениваете ситуацию?

Родионов: Я думаю, что любая страна, которая вмешается во внутренние дела Афганистана, потерпит полное фиаско. Афганцы ни в коей мере не признают силу любого другого государства. В их сложной племенной структуре даже центральная власть имела всего лишь символическое значение, причем только в некоторых городах.

"DW": Иными словами, говорить об успехе антитеррористической операции не приходится?

Родионов: Я не являюсь сторонником американской политики антитеррористической борьбы, не поддерживаю и попытку втянуть в нее Россию. Я не приемлю лозунг Буша (Bush) «Кто не с нами, тот против нас». В большей мере следует разобраться, что кроется за терроризмом, искать его корни в экономике. Почему некоторые страны и организации прибегают к террору? Главная причина, по моему мнению, заключается в том, что Америка стремится к мировому господству, пытается навязать другим свой образ жизни и свою систему. Россия не должна идти в кильватере этой политики.

"DW": От кого, на Ваш взгляд, должна сегодня защищаться Россия?

Родионов: Противником является, прежде всего, НАТО с США во главе. Она не враг, но потенциальный противник, пока Россия не стала ее членом. Дело в том, что если в нашей стране необходимо будет проводить социальные реформы, которые окажутся не по нраву НАТО и США, то они в состоянии принять превентивные меры с использованием вооруженных сил. Там заинтересованы в том, чтобы Россия оставалась поставщиком сырья, каковым она является уже сегодня.

"DW": После прихода на пост президента Владимира Путина мы наблюдаем заметное сближение России с Западом. Как Вы оцениваете это будучи военным человеком?

Родионов: Я нахожу это позитивным. Россия все же единственная в своем роде евразийская цивилизация. Наш государственный герб - двуглавый орел: одна голова повернута на Запад, другая - на Восток. Поэтому политика России должна быть сбалансированной. Отношения с Западом не должны развиваться в ущерб нашим отношениям с Востоком. Никто не должен диктовать свою волю другим государствам. Ведь, не должно быть так, чтобы США, население которых составляет всего пять процентов от общей численности населения Земли, потребляли 40 процентов всех природных богатств.

"DW": Президент Путин сказал недавно, что российский офицерский корпус буквально подталкивает его в направлении Запада

Родионов: В это, наверное, не верит и сам Путин. Офицеры достаточно озабочены проблемой выживания, чтобы еще желать этого. Очень многие вообще не интересуются политическими вопросами. При этом у России есть серьезные интересы в регионах, где вскоре, возможно, может вторгнуться НАТО: на Балтике, в Калининграде, на Украине, во всех бывших советских республиках у России есть национальные интересы, поскольку там живут наши соотечественники, которых необходимо защитить от дискриминации.

"DW": Но и у других есть свои национальные интересы, у эстонцев, например. Что предпримет Россия, если они вступят в НАТО?

Родионов: В международных отношениях, как и в личной жизни, переговоры ведут только с равноправными, с одинаково сильными. Но когда находишься в таком положении, как Россия, то тогда создается лишь видимость переговорного процесса. Мы хорошо понимаем, почему нас приняли в качестве восьмого члена в группу ведущих промышленно развитых государств: мы - огромная страна, располагающая ядерным оружием, громадными природными ресурсами, большим экономическим и военным потенциалом. Но когда из нашей страны выкачают всю нефть и весь газ, когда Россия превратится просто в географическое понятие, тогда ее уже никуда приглашать не будут, тогда с нами больше считаться никто не будет.

"DW": Разговоры по поводу расширения НАТО на Восток прекратились. Этим, вопросом, пожалуй, интересуются лишь некоторые военные, оставшиеся не у дел?

Родионов: Это следствие информационной войны, жертвой которой уже пал СССР. Информационная война продолжается и сегодня, когда нашему обществу прививается мысль, будто НАТО это благодеяние. Мне, напротив, кажется, что однажды НАТО может использовать Россию для того, чтобы добиться того же самого, что произошло в Советском Союзе, и в Китае.

"DW": Вы критиковали договоры о разоружении, подписанные в бытность Горбачева. Как Вы относитесь к договору о дальнейшем сокращении стратегических вооружений, подписанному недавно Путиным и Бушем?

Родионов: Я был всегда сторонником сокращения ядерных вооружений, но не под таким диктатом, как это было в случае с договорами СНВ-1 и СНВ-2, которые дают американцам односторонние преимущества. Я тогда добивался от Ельцина одностороннего сокращения наших ядерных вооружений, но при сохранении самых мощных из них: ракет с кассетными боеголовками шахтного базирования «Сатана». Это было причиной, почему американцы добивались моего смещения с поста министра обороны. Новый договор значительно менее конкретный, я его просто не понимаю.

"DW": Начальник Генерального штаба России Анатолий Квашнин назвал недавно положение российских вооруженных сил «катастрофической». Квашни не преувеличил?

Родионов: Если офицер не получает соответствующее жалованье, он начинает задумываться о том, где найти деньги, чтобы прокормить свою семью. Служба становится видимостью, поскольку он думает только о том, где можно было бы что-то заработать. Многие офицеры имеют побочную работу в коммерческих структурах, что по закону, собственно, запрещено. Или же они расхищают боеприпасы, оружие, военную собственность. Продают все это на черном рынке или связываются с преступниками. Много преступлений, самоубийств. Армия разлагается.

"DW": Но в последнее время офицеры получают денежное содержание регулярно? По крайней мере, так говорил президент Путин.

Родионов: Да, но жалованье младших офицеров продолжает оставаться ниже прожиточного уровня. Посмотрите, сколько получаю я - бывший министр обороны и генерал армии: 4 252 рубля за должность министра плюс надбавки за выслугу лет, за воинское звание - в общей сложности 8 245,79 рублей, то есть 275 евро! В России есть государственные чиновники, которые получают 10 000 долларов США в месяц, это же ненормально! Недавно я спросил о заработках крестьян в Чебоксарах. 200 рублей, сказали они, но когда получали их в последний раз, вспомнить никто не смог. С людьми обращаются как со скотом, в такой ситуации согласия в обществе быть не может.

"DW": Существует ли опасность, что вооруженные силы могут выйти из-под контроля?

Родионов: Голодная, недовольная армия всегда опаснее для своего собственного государства, чем вероятный противник. Она разлагается. Наше государство является в значительной мере преступным. Армия - сколок с него. Офицеры в поисках личного благополучия совершают преступления, чтобы выжить. Армия становится составной частью криминальных структур, поставляет криминальному миру кадры. Есть масса примеров, когда убийцы и бандиты были в своей прежней жизни офицерами.

"DW": В последнее время положение военнослужащих несколько улучшилось┘

Родионов: Да, но боевая подготовка, учебные полеты, выходы в море, учения на полигонах или занятия в учебных центрах - все это на нуле. Техника устарела и практически не обновляется. При этом особенно быстро устаревает военная техника. Но оборонные предприятия или вовсе не работают или производят то, что им кажется полезным для самих себя. Способность страны мобилизовывать экономику страны для выполнения военных задач на случай войны утрачена.

"DW": Но у российского государства нет денег, чтобы выполнять все требования военных.

Родионов: С этим я не согласен. Деньги есть. Каждый месяц в западные банки утекает не менее двух миллиардов долларов США, каждый год - 20-30 миллиардов. Это соответствует почти годовому бюджету! Все это ускользает от государства. Верховный главнокомандующий, президент страны должен проявить политическую волю, чтобы найти деньги для армии.

Старый ельцинский боец

Российская армия разлагается, она подвержена коррупции, преступности, ей не хватает денег в тот момент, когда у порога стоят НАТО и Соединенные Штаты. Игорь Родионов, являвшийся в 1996-1997 годах при президенте Борисе Ельцине министром обороны, ныне он депутат Государственной Думы от Коммунистической партии, глубоко озабочен. Родионов - человек, прошедший Афганистан, до сих пор рассматривает Запад в качестве вероятного противника, но одновременно выступает за сближение с ним. Взгляды 66-летнего генерала могут служить репрезентативным индикатором настроений среди офицерского корпуса.