Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Туркменистан - страна арбузов, а ее президент - настоящий банан

"Не могу не восхищаться его неистощимым жизнелюбием!"

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Поклонники чокнутых диктаторов с проблемным детством и нереализованными художественными склонностями в августе этого года получили истинное наслаждение. Президент Туркменистана Сапармурад Ниязов - имя, которое еще несколько месяцев назад ничего не говорило миру - в удивительно короткий срок поднялся до уровня одного из главных на Земле экспонатов сумасшедшего.

Поклонники чокнутых диктаторов с проблемным детством и нереализованными художественными склонностями в августе этого года получили истинное наслаждение. Президент Туркменистана Сапармурад Ниязов - имя, которое еще несколько месяцев назад ничего не говорило миру - в удивительно короткий срок поднялся до уровня одного из главных на Земле экспонатов сумасшедшего.

Испытывающий явную досаду по поводу повсеместного сумасшедствия Туркменистана - а это страна, на государственном флаге которой изображены аж целых пять ковров (что свидетельствует о необузданности фантазии), и которая называет в качестве своего главного предмета экспорта серу, а в качестве своей главной сельскохозяйственной культуры арбуз - г-н Ниязов в буквальном смысле слова переписал историю своей страны. Его книга "Рухнама" (Ruhnama) является основным учебным пособием в школах страны. После того, как население страны было должным образом подготовлено к такому обесцениванию своей истории, г-н Ниязов получил свободу рук, чтобы из всех сил постараться сделать свою страну международно признанной колыбелью помешательства.

Он начал с переименования месяцев года в честь себя самого, своей матери, погибшей во время землетрясения, когда г-ну Ниязову было 8 лет, и также использовал для них несколько из своих любимых словечек (например "Месяц Флага"). Затем последовал указ, объявляющий о том, что официальная старость человека начинается после 85 лет. Возможно, это имело касательство к его собственному шестидесятидвухлетию - которое он отпраздновал, выкрасив свои волосы в смолисто-черный цвет - и к его бурной ипохондрии.

На веб-странице Туркменистана помещается больше новостей о недавнем назначении личного врача г-на Ниязова, чем об арбузах и сере вместе взятых. "Не могу не восхищаться его неистощимым жизнелюбием!" - такое высказывание приписывают его личному врачу, "известному хирургу" Гансу Мейснеру (Hans Meisner). Очевидно, миллионы прозябающих в нищете туркменов при этой новости "вздохнули с облегчением". "Давайте помнить об этом бесконечно!" - призывает веб-страница. Если не о чем больше размышлять, кроме арбузов и серы, то это будет нетрудно.

Должен признаться, что всю прошлую неделю я по-детски восхищался Туркменистаном - не в меньшей мере потому, что, как я подозреваю, в действительности его не существует, а его просто сотворило в 1956 году Центральное разведывательное управление (ЦРУ) США, чтобы посмотреть, обратит ли кто-нибудь внимание на уроки закулисной международной дипломатии.

В Туркменистане есть что-то туманно-мистическое: отсутствие оппозиционных партий, 300000 телефонов на 5 миллионов человек и пресс-релизы вроде "На целинных землях хлопок убирают машинами" заставляют Албанию выглядеть как сцена из кинофильма "Бегущий по лезвию ножа" ("Blade Runner"). Национальный девиз Туркменистана "Вода - жизнь туркмена, лошадь - его крылья, а ковер - его душа" - заставляет одновременно ощущать страх за безопасность полетов на самолетах авиакомпании "Туркменские авиалинии" и гадать, удавалось ли когда-нибудь торговцу линолеумом пересечь живым границу. В нем также имеются лучшие неприсутственные дни в банках из всех стран, в которых я когда-либо бывал.

Перед лицом этого поразительного предустановленного безумия планы г-на Ниязова в отношении Сумасшедшего Туркменистана, версия 2,0. должны были по необходимости быть достаточно левыми. Это, разумеется, не проблема для такого артиста, как г-н Ниязов. Он начал, как и большинство диктаторов, с монументов самому себе. В столице Туркменистана, Ашхабаде, есть 12-метровая золоченая статуя г-на Ниязова, установленная на вершине башни высотой 23 м.

Статуя г-на Ниязова, в отличие от множества бюстов Сталина, на смену которым она пришла, вращается с помощью электромотора так, чтобы всегда быть обращенной лицом к Солнцу. Г-н Ниязов также санкционировал попытку вручную соткать самый большой в мире ковер, имеющий площадь 300 квадратных метров и названный "21-й век: эпоха великого Сапармурада Ниязова".

Сопоставьте это с его заявлением, что он отметит свое недавнее самоизбрание на пост пожизненного президента страны томиком стихов о своей умершей матери, и вы получите достаточно сильную пиаровскую кампанию по раскручиванию человека, который до недавних пор пользовался даже меньшей популярностью, чем актриса Антея Тернер (Anthea Turner) после замужества.