Недалеко от украинского города Львов, вблизи польской границы, лежат остатки железнодорожной линии, наполовину засыпанной камнями и заросшей бурьяном. Это все, что осталось от старой львовской железной дороги с европейской шириной колеи, которая связывала город с Западом. Она была отрезана Сталиным, когда после второй мировой войны эти территории были включены в состав Советского Союза.
После того, как Украина получила десять лет назад независимость, львовские руководители начали мечтать о восстановлении этой железной дороги с целью заменить построенные по советскому стандарту железнодорожные пути с более широкой колеей, совместимые только с сетями железных дорог бывшего Советского Союза. В случае такой замены поезда будут пересекать границу без потери времени на замену колес. Однако этот проект не получил поддержки Киева, который редко отдавал приоритет улучшению связей с Западом.
Теперь ситуация может измениться. Международная политическая ситуация, возникшая после террористических атак 11 сентября, предоставила Украине определенные возможности. Всемирный альянс против терроризма свел вместе Россию, США и Европейский Союз, уменьшив разрыв между Востоком и Западом. Для Киева стало проще сочетать старые связи с Москвой и новые связи с Западом.
Однако остается неясным, готова ли Украина к экономическим и политическим реформам, необходимым для сближения с Западом, в том числе и для вступления в НАТО и ЕС. Неясно также, действительно ли Запад готов помочь.
Президент Леонид Кучма говорит, что он вскоре хочет начать переговоры о вступлении в НАТО, а в 2007 году - и переговоры о вступлении в ЕС. Однако перед ним стоят большие трудности. Главным образом во время его руководства Украина превратилась из однопартийного государства в авторитарную демократию, в которой президент имеет высшую власть и окружен коррумпированными соратниками. Реформы продвигаются медленно. Иностранные компании обходят страну стороной.
Украина часто упоминается вместе со своими двумя соседями - коммунистической Молдавией и отсталой Беларусью. Вместе они часто рассматриваются как рассадник преступности и коррупции, или "черной дырой Европы", как выразился один из чиновников Европейского банка реконструкции и развития. Критика была недавно дополнена подозрениями в торговле оружием с Ираком.
Однако Европейский Союз не может не обращать внимания на Украину, так как после его расширения она будет находиться у его границ. В недавно сделанном политическом заявлении эксперты Еврокомиссии отметили: "После падения "железного занавеса" в Центральной Европе мы не должны переносить границы на восток или на юг".
К счастью, на Украине наблюдается некоторый прогресс. Во-первых, новое сближение между Россией и Западом, наряду с облегчением для Украины решения ее внешнеполитических задач, может притушить давние внутренние споры о том, с кем Украине следует быть. Традиционно Западная Украина смотрит в сторону Запада, в то время как взгляды Восточной обращены на Россию. Теперь эти противоречия могут ослабнуть. "События 11 сентября устранили большое противоречие для страны", - говорит председатель комитета Верховной Рады Украины по внешним делам Дмитрий Табачник.
Во-вторых, улучшения в системе экономического управления страной сделали жизнь немного легче. После спада на 60% в 1990-е годы, экономика резко выросла за последние два года, благодаря экспорту промышленных материалов, хорошим урожаям и растущим потребительским расходам.
Однако у этих успехов слабая база. Население Украины - одно из беднейших в Европе. С точки зрения платежеспособности средние доходы составляют около 2500 долларов в год, что равняется половине аналогичного российского показателя. В то время как в центре Киева полно клубов и баров, миллионы крестьян борются за выживание. Но, в конце концов, там, где раньше был спад, теперь наблюдается подъем.
Даже экономические реформы двигаются вперед. Либерализована продажа сельскохозяйственных земель, энергетические рынки постепенно становятся более прозрачными, запланирована налоговая реформа. Гораздо больше еще предстоит сделать, в том числе и улучшить защиту прав на интеллектуальную собственность, как того требует Запад с целью прекращения музыкального пиратства. Однако, учитывая стремление г-на Кучмы добиться вступления страны во Всемирную торговую организацию, темп реформ, хотя бы и скромный, вряд ли замедлится.
Представители бизнеса, которые раньше сосредотачивали капитал за границей, начинают, как и их российские коллеги, инвестировать средства внутри страны. Некоторые секторы экономики стали более прозрачными. Однако большая часть экономики продолжает оставаться под контролем соратников г-на Кучмы, которые несомненно будут тормозить осуществление перемен, способных угрожать их интересам. Например, зять президента Виктор Пинчук контролирует империю, занимающуюся различными видами деятельности, от стали и банковской деятельности до средств массовой информации. Все части этой империи связаны неизвестными акционерами. Он входит в число 150 связанных с политикой бизнесменов, заседающих в 450-местной Раде.
Все внимание сейчас направлено на предстоящие в 2004 году президентские выборы, когда президент Кучма по закону должен будет уйти. Скорее всего, он назначит себе преемника, как это сделал бывший президент России Борис Ельцин. Однако один из противников г-на Кучмы может добиться успеха на выборах - речь идет о Викторе Ющенко, прозападно настроенном бывшим премьер-министре.
Прозападный консенсус легко может развалиться. Среди ближайших соратников г-на Кучмы есть люди, обвиняемые на Западе в связях с организованной преступностью. Риск, которому подвергаются критики режима, демонстрируется совершенным в 2000 году нераскрытым убийством журналиста Георгия Гонгадзе. Однако на нынешнем этапе Киев идет в прозападном направлении.
Тем временем, Соединенные Штаты и Европейский Союз проявляют осторожность. В 1990-е годы Киев получил большие объемы американской помощи, предоставляемой для того, чтобы подтолкнуть страну к разрыву с Москвой и вознаградить за решение отказаться от ядерного оружия. Однако с тех пор энтузиазм поиссяк, чему способствовали медленный прогресс Украины и более положительный образ России.
Наибольшую активность проявляет НАТО, которая выполняет соглашение 1997 года "об особом сотрудничестве" как практическими действиями, такими как военные учения, так и символичными жестами, например, как состоявшийся в прошлом месяце визит генерального секретаря Джорджа Робертсона (George Robertson). НАТО не исключает возможность установления в будущем более тесных связей, вплоть до полного членства. Однако Организация заявляет, что вначале Украина должна добиться определенного прогресса - в том числе и укрепления демократии. Лорд Робертсон говорит, что "дверь открыта", но не может сказать точно, когда Украина будет приглашена войти в нее.
Что касается ЕС, то ситуация ясна еще меньше. Союз заявляет, что он стремится к установлению теплых отношений с Украиной, что было подтверждено в прошлом месяце, когда г-н Кучма встречался с лидерами ЕС в Копенгагене. Однако на деле прогресс идет очень медленно. Соглашение о сотрудничестве, являющееся основой экономического взаимодействия, было подписано в 1994 году, однако не вступало в силу до 1998 года и до сих пор еще не полностью выполнено.
Украинские официальные лица говорят, что прогресса легче будет достичь, если ЕС объявит о том, что страна сможет когда-нибудь присоединится к Союзу. Но лидеры ЕС не стремятся расширять границы объединения так далеко. Даже Германия, ближайший союзник Украины в ЕС, имеет по этому вопросу сомнения. Канцлер Герхард Шредер (Gerhard Schroeder) намекнул, что он поддержит возможное членство Украины. Однако Эдмунд Штойбер (Edmund Stoiber), противник Шредера на предстоящих выборах, исключил эту возможность.
Такие взгляды вызывают раздражение у украинцев. "Европа - это не 15 или 25 или 27 стран. Европа - это 47 стран, включая Украину и Россию", - говорит Борис Тарасюк, председатель комитета Рады по отношениям с ЕС.
Хидер Граббе (Heather Grabbe), эксперт по ЕС лондонского Центра европейских реформ, говорит, что Союз мог бы делать для Украины больше, даже без поднятия вопроса о членстве. Например, он мог бы активнее способствовать осуществлению планов Украины о совместном с "Газпромом" и европейскими энергетическими компаниями контроле над газопроводом в Европу в обмен на инвестиции. "ЕС мог бы активнее проталкивать этот вид сотрудничества", - считает г-н Граббе.
ЕС также мог бы обратить более пристальное внимание на беспокойство Украины по поводу контроля над будущими границами этой страны с Союзом. Польша и другие кандидаты на вступление вводят визы для своих восточных соседей. Украинцы жалуются, что это создаст новые барьеры, такие же реальные, какими были границы бывшего Советского Союза.
Украина и Запад не раз разочаровывали друг друга в прошлом, и могут делать это и в будущем. Однако возможности для осуществления реального политического и экономического прогресса редко когда были более хорошими.