Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Колебания России в отношении Ирака окупаются

Несколько месяцев назад Россия сильно рисковала, поддержав политику США в отношении Ирака. Сегодня ее решение сначала поддержать США, а потом выступить против американской акции в Ираке дает хорошие экономические и политические дивиденды

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Когда после 11 сентября президент России Владимир Путин развернул свою страну на прозападный политический курс, он очень сильно рисковал - как собой, так и Россией. Одним из компонентов этой новой российской политики был отказ от давно осуществлявшейся поддержки Ирака и более тесное сближение с Соединенными Штатами, включая и одобрение их планов военной кампании против Ирака.

21 августа 2002 года. В политическом хаосе мира после 11 сентября каждое государство пыталось протолкнуться в новый мировой порядок так, чтобы получить для себя максимум выгод. Никакое государство не изменило своего поведения сильнее, чем Россия. До 11 сентября Россия, где отмечается демографический спад, была озлоблена и сожалела о днях "холодной войны", когда весь мир с волнением ожидал, какие следующие шаги предпримет Россия.

Когда после 11 сентября президент России Владимир Путин развернул свою страну на прозападный политический курс, он очень сильно рисковал - как собой, так и Россией. Одним из компонентов этой новой российской политики был отказ от давно осуществлявшейся поддержки Ирака и более тесное сближение с Соединенными Штатами, включая и одобрение их планов военной кампании против Ирака.

Но, когда Москва поняла, что поддержка американскими союзниками нападения Соединенных Штатов на Ирак сокращается, она решила официально выступить против этой войны. Оказав сначала помощь Соединенным Штатам в их борьбе с настроенной против войны Европой в сфере отношений с общественностью, а после, заняв одну из ключевых ролей в консолидации международного консенсуса против американской акции, Россия приобрела достаточно большой политический капитал и сегодня пожинает экономические плоды в форме выгодных сделок.

До 11 сентября Россия была самым надежным защитником интересов Ирака в Совете Безопасности Организации Объединенных Наций (ООН). Москва регулярно препятствовала усилиям Соединенных Штатов и Великобритании, направленным на возвращение в Ирак инспекторов ООН по вооружениям или ужесточение эмбарго. Причины тесных связей России и Ирака едва ли можно считать мелкими: Ирак еще с советских времен должен России около 8 млрд. долл. США и Ирак вознаградил российские компании - многие из которых принадлежат государству - щедрыми контрактами.

Но после 11 сентября поддержка Москвой Багдада в Совете Безопасности ООН быстро ослабла. А в январе 2002 года Москва чуть ли не отвернулась от Ирака, когда премьер-министр Михаил Касьянов даже отказался встречаться с иракским министром иностранных дел Таригом Азизом (Tariq Aziz) и через помощников без обиняков заявил этому сановному лицу, что Ираку следует действительно выполнять резолюции ООН. Г-н Касьянов посыпал соль на рану, когда охарактеризовал как "техническую остановку" то, что, как надеялся г-н Азиз, станет его многодневным визитом в Россию. Ликование в Вашингтоне в этой связи было ощутимым.

Хотя новое сближение с Вашингтоном временами ставит Москву в политически неловкое положение, Россия добилась серии успехов, которые были бы невозможны без российско-американского союза. Россия получила от Соединенных Штатов обещание выделить ей 10 млрд. долл. США в предстоящем десятилетии на помощь в разоружении. А "Большая Восьмерка" (семь промышленно развитых государств мира и Россия - прим. пер.) по просьбе Америки тоже согласилась выделить России 10 млрд. долл. США в предстоящем десятилетии. Как Европейский Союз (ЕС), так и Соединенные Штаты в начале 2002 года предоставили России статус "страны с рыночной экономикой" - решение, которое на период нескольких ближайших лет должно открыть рынки этих стран для российской продукции дополнительно на сумму несколько млрд. долл. США.

Далее, Россия встала на путь подготовки к вступлению во Всемирную торговую организацию (ВТО), в то время как финансирование России за счет средств Всемирного банка и Европейского банка реконструкции и развития устойчиво возрастает. Наконец, если России потребуется помощь, Международный валютный фонд (МВФ) ясно заявил о своей готовности предоставить ей новые кредиты.

Но мировое общественное мнение начало все сильнее выступать против предстоящей военной акции Соединенных Штатов в Ираке, и тогда Москва оказалась в странном положении, выступая одновременно и против Европы, и против исламского мира. Благодарность американского внешнеполитического истеблишмента стала казаться Москве не такой справедливой платой за то, что она отталкивает от себя традиционных друзей и возлагавших на нее надежды союзников. Очень скоро неудовлетворенность тем, что Америке не удается продать свою идею войны с Ираком у себя дома - не говоря уже о загранице - заставила Россию опасаться, что она останется единственным союзником Америки в этой предстоящей войне.

По мере того, как одна страна за другой определялись со своим отношением и высказывались против решения Соединенных Штатов воевать с Ираком, Россия постепенно снова впряглась в проиракский фургон, который она когда-то везла. Когда в начале августа с.г. Россия твердо заявила о своей оппозиции войне с Ираком, то стала последним крупным государством, которое поступило таким образом.

Возврат России к своей более традиционной политике позволил сохранить российское влияние на арабский мир, ибо региональные игроки вздохнули с облегчением, что теперь снова появился противовес американским интересам. Российские энергетические гиганты, "Лукойл" и "Сибнефть", завершают переговоры с Кувейтом об увеличении инвестиций. А сделанное Ираком 19 августа заявление о заключении с Россией соглашения в области нефтедобычи и развития инфраструктуры на сумму 40 млрд. долл. США свидетельствует о том, что дорога в Багдад по-прежнему пролегает через Москву.

Но, хотя позиции Москвы безусловно стали прочнее, чем были до 11 сентября - в зоне Персидского залива, в Вашингтоне и в Европе - она едва ли стала мировым арбитром. Иракская "сделка" является подтверждением этому. Значительная часть этого соглашения готовилась на протяжении многих лет, а санкции ООН все еще препятствуют любым крупным инвестициям в нефтяной сектор Ирака и, как сообщают источники "STRATFOR" в министерство энергетики России, цифра в 40 млрд. долл. США является фальшивкой - изобретенной просто для того, чтобы придать этой сделке иллюзию вещественности.

Из всего изложенного выше следует, что Россия успешно заняла место посредника между Соединенными Штатами и значительной частью остального мира - роль, которую обыкновенно играет Великобритания. Пока России удается прочно удерживать эту позицию, она может рассчитывать на то, что Соединенные Штаты будут ее в этом активно поощрять или, в худшем случае, оказывать всего лишь пассивное сопротивление российским устремлениям.