23 августа 2002 года. Гибель 116 человек в катастрофе военного вертолета на этой неделе является мрачным напоминанием об ужасах войны в Чечне. После многих лет боевых действий этот конфликт сегодня попадает в газетные заголовки, даже в России, только в случае какого-либо большого несчастья. Но насилие продолжается ежедневно, и его жертвами становится главным образом мирные жители. Российские войска ввели собственный режим террора, и признаков смягчения этого режима пока не наблюдается.
С 11 сентября Запад в упор не замечает жестокости российского президента Владимира Путина, ибо желает заручиться поддержкой России в глобальной войне против терроризма.
Пора пересмотреть эту позицию. В первые дни военной кампании в Афганистане поддержка России имела критически важное значение для обеспечения доступа Соединенных Штатов в Среднюю Азию. Но теперь, когда в этом регионе усилиями Соединенных Штатов достигнута определенная стабильность, Москва едва ли станет настаивать на выводе оттуда американских войск, поскольку стабильность выгодна также и России. Ее южный фланг едва ли можно считать неуязвимым от угрозы исламского восстания, но сегодня он более защищен, чем год назад.
Соединенные Штаты и Европейский Союз (ЕС) должны воспользоваться шансом, чтобы снова поставить вопрос о Чечне на повестку дня международного сообщества. Первое, официальным лицам следует напомнить г-ну Путину, что его прозападная внешняя политика подразумевает присоединение России к западным ценностям, включая и защиту прав человека. Россия имеет право на защиту своей территориальной целостности, но только не бесчеловечными способами, применяемыми в Чечне. Москва не может получить все выгоды от более тесных связей с Западом, если не откажется от варварства.
Далее, Западу следует изучить варианты серьезного международного вмешательства в Чечне. Россия будет противиться интернационализации этого конфликта. Но у нее слабые позиции, а сама она уже пыталась вмешиваться в соседней Грузии, чтобы нанести удар по чеченским базам. Если Россия считает для себя возможным рассматривать ввод своих войск в Грузию, то будет также справедливо думать об участии нероссийских сил в Чечне.
Подобное участие могло бы начаться с посреднических усилий, а окончиться, возможно, вводом туда миротворческих сил, в сочетании с отрядами восстановления гражданской инфраструктуры и большим пакетом гуманитарной помощи. Г-н Путин будет этому сопротивляться. Но также возможно, что достаточно большая финансовая поддержка поможет убедить его.
Не обязательно все деньги должны пойти в Чечню. Было бы вполне законным, если бы часть денег ушла в Москву, чтобы их потратить, скажем, на передислокацию ныне находящихся на территории Чечни российских войск и стимулирование профессиональных солдат к поиску работы на гражданке. Уже имеются прецеденты, когда Москве оказывалась помощь на обеспечение жильем военнослужащих, ранее дислоцированных на территории Германии.
Затраты, связанные с вмешательством в Чечне, были бы высокими. Но цена невмешательства в конечном итоге может оказаться еще выше, в особенности, если боевые действия распространятся на Южный Кавказ.