Россия ищет компромисс в зашедшем в тупик споре с ЕС о будущих правилах транзитного сообщения с прибалтийским эксклавом России - Калиниградской областью. В своем письме, поступившем вчера в Берлин в адрес федерального канцлера Герхарда Шредера (Gerhard Schroeder), российский президент Владимир Путин, по информации, имеющейся в "Handelsblatt", предлагает заключить сначала промежуточное соглашение. Это подтвердил газете специальный уполномоченный Путина по Калининградской области Дмитрий Рогозин. При этом имеется в виду введение для россиян облегченных правил транзитного сообщения через территорию Литвы. «Поскольку только там может быть организовано транзитное сообщение», - подчеркивает Рогозин. Высказывается, например, идея выдачи виз прямо на границе.
Переходный режим может поддерживаться до той поры, пока кандидаты на вступление в ЕС Польша и Литва в организации транзитного сообщения не будут полностью отвечать требованиям Шенгенского соглашения. Вероятнее всего, обе страны вступят в ЕС в 2004 года, но последние пограничные заслоны на границах с другими государствами-членами ЕС будут сняты, по оценкам представителей ЕС, только в 2006 или 2007 годах.
Рогозин подчеркивает, что Москва все же по-прежнему придерживается той цели, чтобы сделать транзит между анклавом и Россией для российских граждан полностью безвизовым и добиться этого «во вполне конкретные сроки». «ЕС все-таки имеет связи более чем с 40 странами, для граждан которых при въезде тоже не требуется виза», - подчеркнул он. В Москве в прошедшие несколько недель неоднократно вспоминали о российской национальной гордости и предостерегали по поводу того, чтобы ЕС не вздумал обращаться с Россией хуже, чем с развивающимися странами.
До сих пор, примерно, для 930 000 тысяч жителей в случае поездки в Польшу или Литву или при пересечении их территории была необходима виза. Поэтому российское правительство опасается изоляции прибалтийского анклава, так как соседние государства после вступления в ЕС ужесточат пограничный контроль. Комиссия ЕС, рассматривая данный вопрос, принимает во внимание, прежде всего то, чтобы предотвратить нелегальную иммиграцию с Востока. Польша в очередной раз выступила за максимальное ужесточение правил, чтобы после вступления в ЕС не оказаться на длительный период времени отрезанной от шенгенской зоны.
Этим же озабочен президент Латвии, которая собирается вступать в ЕС тоже в 2004 году. «Специальное соглашение между Россией и Литвой не должно привести к тому, что будет ужесточен контроль на литовско-латвийской границе», - сказала, находясь в Берлине, Вайра Вике-Фрейберга (Vaira Vike-Freiberga).
Рогозин хочет развеять эти страхи. «Российское правительство позаботится о внесении целого ряда изменений в законодательство, чтобы контроль в отношении нелегальной миграции был бы столь же жестким, как и в государствах шенгенской зоны», - обещает председатель Комитета по международным делам Государственной Думы. Безвизовый режим, по его словам, был бы введен только для россиян, а не для граждан других государств СНГ, которые захотели бы попасть в страны ЕС через территорию России.
По мнению российского правительства, быстрое решение вопроса с транзитом важно и потому, что Москва затем собирается вести переговоры с правительством ФРГ о возможной помощи прибалтийскому региону, оказавшемуся в тяжелом экономическом положении. Поэтому строгий визовый режим как раз и не должен нанести ущерба среднему слою населения Калининградской области, занятому приграничной торговлей.
После вчерашних бесед в Министерстве иностранных дел Рогозин в четверг изложит российские идеи в Варшаве. 2 сентября он, среди прочего, встречается в Брюсселе с комиссаром ЕС Гюнтером Ферхойгеном (Guenther Verheugen), отвечающим за вопросы расширения союза. Комиссия до сего дня планирует представить свои предложения по Калининградской области 18 сентября. Полностью снята с повестки дня идея создания «коридора» между Калининградом и российской метрополией. «Этого российское правительство официально никогда и не предлагало, поскольку знало, сколь негативный оттенок имеет это понятие», - подчеркнул Рогозин.
К надежде российской стороны, будто федеральное правительство сможет поддержать ее в калининградском вопросе, в немецкой столице относятся со смешанными чувствами. Там не хотят вылезать на рожон, что касается калининградской темы, уже из одних исторических соображений. К этому надо добавить, что свою озабоченность как раз в данном ракурсе высказывает и польское правительство: в Варшаве очень боятся того, что ЕС и Россия могли бы найти решение калининградской проблемы за спиной Польши.