27 августа 2002 года. Вчера вице-президент США Дик Чейни (Dick Cheney) сделал самое пространное и сильное на сегодняшний день в администрации Буша-младшего (George W. Bush) заявление об опасности, которую представляет режим Саддама Хуссейна (Saddam Hussein), и об обстоятельствах, которые диктуют необходимость принятия превентивных мер против него. "Нет никаких сомнений, - сказал г-н Чейни, - в том, что Саддам Хуссейн сейчас имеет в своем распоряжении оружие массового поражения (ОМП); нет никаких сомнений, что он это оружие накапливает с тем, чтобы использовать его против наших друзей, против наших союзников и против нас".
Вице-президент США напомнил о нарушениях Саддамом Хуссейном резолюций Совета Безопасности Организации Объединенных Наций (ООН), о применяемых им уловках с целью обмана инспекторов ООН по вооружениям, а также об агрессивной истории Ирака. Он сказал, что Саддам Хуссейн скорее всего "в сравнительно недалеком будущем" получит в свое распоряжение ядерное оружие, и что после этого, используя ядерный шантаж, он попытается установить свое господство над странами Ближнего и Среднего Востока и над имеющимися там запасами нефти.
Хотя приведенные г-ном Чейни факты не были новыми, он достаточно убедительно обосновал свой вывод о том, что "риск бездействия" в отношении Ирака "значительно выше риска действия". Что еще важнее, утверждал он, так это то, что администрация Буша-младшего вскоре начнет убеждать в этом конгресс США, американскую общественность и союзников Америки - инициатива одновременно важная и запоздалая.
До недавних пор президент США Буш-младший и его высшие помощники избегали принимать участие в дебатах по Ираку отчасти потому, что решение относительно курса действий пока не принято. Г-н Чейни повторил эту позицию вчера: президент, сказал он, "внимательно и осмотрительно изучит все возможные опции устранения этой угрозы". Однако речь г-на Чейни не оставила места для иных мер, кроме насильственного устранения режима Саддама Хуссейна путем упреждающей военной акции. Хотя европейские правительства и некоторые лидеры конгресса США призывают администрацию Буша-младшего попытаться снова вернуть в Ирак инспекторов ООН по вооружениям, г-н Чейни, кажется, отвергает эту опцию, говоря, что "возвращение в страну инспекторов не даст никаких гарантий", что химическое и биологическое оружие Ирака будет нейтрализовано.
Вице-президент США отметил, что кое-кто вне администрации доказывает, что не следует применять никаких военных мер до момента, когда будет доказано, что Саддам Хуссейн вот-вот станет обладателем ядерного оружия. "Если мы будет выжидать этого момента, ответил г-н Чейни, - Саддам просто станет наглее, нам будет еще труднее сплотить своих друзей и союзников для борьбы с ним". Тем, кто утверждает, что военная кампания в Ираке дестабилизирует регион и помешает нашей войне с терроризмом, г-н Чейни прямо ответил: "Справедливо как раз обратное┘ Экстремистам в регионе придется пересмотреть свои взгляды на стратегию джихада (jihad - священная война за ислам - прим. пер.). Умеренные┘ были бы ободрены, а наша способность помочь израильско-палестинскому мирному процессу только усилилась бы".
Г-н Чейни высказал мнение, что его выступление знаменует собой начало усилий администрации США по достижению консенсуса в вопросе об Ираке. Президент США, сказал он, "приветствует эти дебаты" и попросил свою команду по национальной безопасности о "полном участии" в очередном раунде слушаний по Ираку в конгрессе США в следующем месяце. Именно так и следует поступать: администрации США предстоит еще много работы, если она хочет заложить достаточные правовые, политические и дипломатические основы для того амбициозного начинания, которое она задумала. Доказательства того, что Саддам Хуссейн стремится к обладанию ОМП и имеет амбициозные планы его использования, должны быть представлены в более подробной и убедительной форме, равно как и сделанные администрацией США расчеты потребных ресурсов и вероятных расходов, включая оценки боевых потерь.
Г-н Чейни вчера заявил, что Соединенные Штаты ставят перед собой цель "сохранения территориальной целостности Ирака, приведения к власти в стране правительства, которое будет демократичным и плюралистичным, построения нации, где признаются и уважаются права каждой этнической или религиозной группы". Администрация США должна быть готова предложить реалистичный план достижения вышеозначенных целей и должна заручиться согласием конгресса США, а также и вещественным обязательством своих ключевых союзников поддержать эту акцию. Г-н Чейни был страстным и убедительным, когда описывал угрозу, которую администрация США усматривает в Саддаме Хуссейне; в ходе продолжения дебатов администрация США должна быть не менее убедительной, излагая свое видение возможного решения проблемы Ирака.