Вашингтон, 28 августа 2002 года. В своем недавнем ежегодном докладе министр обороны США Дональд Рамсфелд (Donald Rumsfeld) написал: "Невозможно защититься от всех угроз┘ Единственная защита - перенести войну на территорию противника".
Упреждающий удар - доктрина, которая имеет отношение не к одному только Ираку. Администрация США использует превентивную войну (pre-emptive war) как главную тему своей кампании противодействия давнишнему стремлению (иракского президента) Саддама Хуссейна (Saddam Hussein) к обладанию ядерным оружием. Если воспринимать заявления администрации США по вопросу упреждающих действий для предотвращения возникающих угроз нападения с применением оружия массового поражения (ОМП) не только как риторику - адресованную главным образом Саддаму Хуссейну - тогда следует считать, что и конгрессу США, и американской общественности сделано уведомление о существенном изменении американской стратегии национальной безопасности.
Это изменение в американской стратегии вызвано распространением в мире ОМП и систем его доставки к целям, становящихся доступными государствам, которых не может устрашить угроза возмездия со стороны США, а также и неправительственным террористическим группировкам. Эти люди хотят иметь способность причинить Соединенным Штатам очень большой урон и готовы делать все, что только в их силах, чтобы такую способность приобрести.
Захотят ли они и когда захотят использовать эту свою способность после того, как ее приобретут - при наличии достаточного времени и денег г-н Хуссейн будет всего лишь первым из многих - этого мы никогда наверняка не сможем знать: даже самая лучшая разведка ограничена в своих возможностях угадывать намерения потенциального противника (в отличие от оценки его возможностей). Такая характеристика угрозы ставит два новых вопроса: что нужно сделать для защиты от нее и как такую угрозу можно предотвратить?
Ответ на первый вопрос - защита от угрозы - находит отражение в нынешних инвестициях в противоракетную оборону (ПРО) и разведку. Создание широкого спектра средств защиты от всевозможных видов ОМП - от террориста с изготовленным в домашних условиях биологическим оружием и до стран "оси зла" с дальнобойными ракетами - дорого обойдется нам в плане денег и ресурсов, а также и в политическом плане.
Ответ на второй вопрос - предотвращение угрозы, наряду с защитой от нее - подводит нас к вопросу о превентивных действиях. Предотвращение угроз от ОМП многие десятилетия является одной из главных целей политики Соединенных Штатов, и это им в общем удавалось благодаря целому ряду эффективных многосторонних и двусторонних инициатив. Но пока что американской политике не удается помешать г-ну Хуссейну и террористам идти вперед к своей цели обладания ОМП. Вот почему как одна из опций политики изучается вопрос о масштабной войне против Ирака. Сегодня единственная альтернатива - либо полагаться на устрашение и разведку, чтобы избежать уступки права нанесения первого удара г-ну Хуссейну, либо самим нанести упреждающий ядерный удар, что требует точного нацеливания средств поражения и связано с громадной политической и дипломатической ценой, которую нам придется заплатить.
Проверкой того, приведут ли заявления администрации США в отношении упреждающих ударов к изменению национальной стратегии безопасности, станет ее готовность инвестировать в приобретение Соединенными Штатами способности путем упреждающих действий предотвращать отдаленные угрозы от ОМП без необходимости выбирать между неприятной (региональный конфликт) и неприемлемой (ядерный удар) опциями.
Хотя мы скорее всего слишком запоздали с приобретением такой способности, чтобы можно было ее использовать в приближающейся конфронтации с г-ном Хуссейном, инвестиции в целый ряд новых систем оружия позволят повысить наши возможности по упреждающим действиям в средне- и долгосрочной перспективе. Сюда можно отнести инвестиции в разработку таких вооружений, как межконтинентальные баллистические ракеты (МБР) в обычном снаряжении и крылатые ракеты (КР) большой дальности, способные поражать либо критичные ко времени цели (например, ракетные пусковые установки), либо высокозащищенные заглубленные цели, в частности, бункеры глубокого залегания, которые многие потенциально угрожающие государства построили для своих объектов инфраструктуры.
Если ставится цель приобрести способность нанесения упреждающих ударов средствами поражения, которые состоят на вооружении обычных вооруженных сил, а не ядерной дубиной, тогда для этого потребуются более значительные инвестиции в разведку в интересах точного нацеливания средств поражения. Возможно, для этого придется развернуть на околоземной орбите группировки радиолокационных искусственных спутников Земли (ИСЗ) вроде предложенного ИСЗ "Discoverer II", что технически осуществимо, но скорее всего будет очень дорогостоящим делом.
Как и ПРО, силы и средства нанесения упреждающих ударов для срыва возможного нападения с применением ОМП являются скорее дополнением, чем заменой для других расходов, которые требуются для осуществления революции в военном деле. Подобно ПРО, способность нанесения упреждающих ударов скорее всего будет рассматриваться видами вооруженных сил США как обладающая потенциалом для действий и как отвлечение скудных ресурсов.
Но, если нынешняя администрация США - когда она решает, что делать с Хуссейном - хочет, чтобы у следующих администраций был более широкий диапазон опций для предотвращения будущих угроз, позволяющий им нанести удар первыми, развязав крупный региональный конфликт или осуществив ядерный удар, тогда ей придется начать финансировать разработку целого ряда новых военных возможностей и систем оружия, которые сделают их обязательство предотвращать угрозы путем упреждающих ударов чем-то более серьезным, чем просто риторика.