Найден изуродованный труп ученого, при жизни занимавшегося переработкой ядерных отходов с «Курска».
Вся история выглядит сценарием фильма про шпионов или основой для детективного романа. Жители Красноярска были поражены страшной смертью Сергея Бахвалова, преподавателя университета этого сибирского города и автора-создателя новых методов по переработке ядерных отходов. Милиция, занимавшаяся поисками ученого, без вести пропавшего 10 дней назад, вчера нашла его обезображенный труп. 47-летний ученый должен был в ближайшее время заняться переработкой ядерных отходов с затонувшей два года тому назад ядерной подлодки «Курск».
Бахвалов ушел из дома 18 августа, после визита неизвестного человека, который попросил ученого о встрече. Домой физик-ядерщик не вернулся ни на этот, ни на следующий день; а 20 августа жена Сергея Бахвалова сообщила милиции, что ее муж пропал. Через шесть дней поисков, не принесших никаких результатов, было принято решение о начале уголовного расследования возможного похищения ученого, который объявлен в общенациональный розыск.
Сергей Бахвалов возглавлял кафедру химической физики в Красноярском Университете. Им была создана лаборатория по разработке различных научных проектов, которые ему удавалось весьма успешно продавать. Основанный им научно-исследовательский центр «Кристалл» выиграл в прошлом году конкурс, благодаря чему получил контракт на переработку радиоактивных материалов с подводной лодки «Курск», затонувшей в 2000 году вместе с 118 моряками на борту. Кроме того, ученый занимался переработкой радиоактивных металлических отходов Тихоокеанского флота.
Созданная 12 лет назад Бахваловым лаборатория находилась на финансировании государства и имела ранг исследовательского института, занимавшегося в основном «технологиями и материалами микроэлектроники».
Утечка мозгов
Коллеги ученого опровергли версию, основанную на предположении, что Бахвалов был похищен с целью получения выкупа, потому как физик не располагал большими суммами денег. Все доходы, получаемые им от продажи разработанных технологий, шли на покупку современного оборудования для лабораторий. Но, по предположению коллег Бахвалова, речь могла идти о так называемой «утечке мозгов», то есть о том, что ученый тайно подписал контракт для работы в другой стране. Последнее предположение было отвергнуто женой и сыном покойного, утверждавшими, что он никогда бы добровольно не покинул их без предварительного оповещения о своих намерениях.
Ученые, работавшие на «Кристалле» отказались рассказать о методах, применяемых для нейтрализации ядерного топлива с подлодки «Курск», ссылаясь на то, что речь идет о тайне. Однако известно, что, по мнению Бахвалова, самым приемлемым способом переработки отходов может стать «витрификация» радиоактивных материалов, то есть заключение их в стекло или керамику. Пытаясь пролить свет на причины трагической смерти ученого, следователи занимаются проверкой последних разработок «Кристалла», среди которых значатся проекты по обработке цветных металлов и золота, а также технологии по получению особо прочного алюминия и меди.
СДЕЛКИ С ЯДЕРНЫМ МУСОРОМ
Исследовательский центр Сергея Бахвалова был одним из многих российских институтов, занимающихся в настоящий момент разработкой новых технологий по переработке ядерных отходов и, прежде все горючего, используемого на атомных электростанциях. Объяснить такое положение вещей можно тем, что в прошлом году вступил в силу закон, согласно которому в Россию могли ввозиться отходы с указанных электростанций. Россия утверждает, что игра стоит свеч, потому как уже в первые десять лет страна может получить около 20000 миллионов евро, которые затем будут в основном использованы для разработки новых технологий и строительства современных хранилищ для ядерных отходов.
Тем не менее, с того самого момента, как встал вопрос о ввозе ядерных отходов, экологи утверждают, что поступление в казну столь значительных сумм денег не гарантировано. Но при этом однозначно гарантировано появление новых «чернобылей» и превращение страны в огромную ядерную помойку.
И на самом деле, после принятия закона на голову России золотой дождь отнюдь не пролился, а это в значительной степени объясняется тем, что две трети мирового рынка CNU (переработанного ядерного топлива) находятся под контролем Соединенных Штатов.
Несмотря на изложенные выше факты, бывший директор института имени Курчатова, возглавляющий в настоящий момент министерство по атомной энергии России Александр Румянцев настроен весьма оптимистично. Глава Минатома недавно объявил о том, что первый контракт на ввоз в Россию переработанного ядерного топлива с атомной станции, построенной не Москвой, будет подписан в следующем году. Первыми к услугам россиян решили обратиться британцы, хранящие на своей территории горючее из небольших реакторов, используемых при проведении экспериментов.
80% ядерного топлива производят американцы, которые продают его в другие страны, оставляя за собой право получать отходы, оставшиеся после использования топлива. Поэтому, Москва не сможет импортировать переработанное ядерное топливо из таких стран как Китай, Япония и другие, не получив «добро» Вашингтона.
Желая убедить власти США в необходимости разрешить России ввозить на свою территорию часть переработанного ядерного топлива, Румянцев привел аргумент, который, по его мнению, должен быть воспринят всерьез, особенно после событий 11 сентября: глава Минатома заявил, что из-за недостаточного финансирования не может должным образом охранять находящиеся в его ведении атомные электростанции и хранилища ядерных отходов.
Возможность того, что какая-нибудь террористическая организация сможет создать небольшую атомную бомбу, используя необходимый материал, украденный в России, обсуждается уже более 10 лет, с самого момента распада СССР. Но эксперты и экологи, «Greenpeace» в том числе, считают такую возможность маловероятной.
Для мира гораздо опаснее «утечка» русских мозгов. Всем известно, что десятки российских ученых-ядерщиков работали в Иране - стране, разработавшей амбициозную программу по созданию ядерных ракет. А россияне, вне всякого сомнения, внесли в ее создание свой вклад.