Восемьдесят документов их архива Коминтерна - международной организации, созданной в 1919 году и объединявшей коммунистические партии различных стран - Политбюро и секретных служб бывшего Советского Союза, к которым получили доступ американские историки Рональд Радош (Ronald Radosh) и Мэри Р. Хабек (Mary R. Habeck), детально раскрывают намерения Сталина превратить Испанию, находившуюся на тот момент в состоянии гражданской войны, в «народную демократию», подобную тем, что после окончания второй мировой войны были созданы на территории Восточной Европы - Германской Демократической Республики, Венгрии, Чехословакии┘. О планах военных и экономических советников, направленных в Испанию из СССР, о том, насколько они были успешными, и рассказывают авторы в книге «Преданная Испания», которая была опубликована издательством «Planeta» и появится в продаже 10 сентября. Год назад эта работа вышла в свет в Соединенных Штатах и получила положительные отзывы таких испанистов, как Стэнли Д. Пейн (Stanley G. Payne) и Генри Кэмен (Henry Kamen).
По мнению авторов «Преданной Испании», найденные документы показывают, что Сталин пытался провести «советизацию Испании», но, как признают историки, осуществить эти планы было не так-то легко. Замыслам Сталина противостояли такие люди как Ларго Кабальеро (Largo Caballero) или организации, подобные Рабочей Партии Марксистского Объединения (POUM). Кроме того, планам «отца народов» мешала некомпетентность направленных в Испанию советников и неэффективная военная помощь, что поступала со стороны СССР. Помощь всегда оплачивалась Республикой и зачастую была недостаточной, но годилась для шантажа, с помощью которого претворялись в жизнь решения, продиктованные Москвой, и - устранения внутренних противников в ситуации, когда республика оказалась покинутой западными демократиями.
Один из опубликованных документов, датированный 1938 годом и раскрывающий намерения премьер-министра Хуана Негрина (Juan Negrin) - социалиста, по взглядам близкого к коммунистам - оказывается весьма показательным. По мнению Негрина, «нельзя возвращаться к старому парламентаризму (┘), так как в этом случае правые вновь смогут сплотить свои силы и вернуться к власти. Необходима унифицированная политическая организация или военная диктатура (┘). Необходима национализация основных отраслей экономики».
Очевидно, что намерения предшественника Негрина на посту премьер-министра - Ларго Кабальеро - были иными, но, вне всякого сомнения, их с самого начала конфликта разделяли коммунисты. В стенограмме заседания исполнительного комитета Коммунистического Интернационала, состоявшегося через несколько дней после 18 июля 1936 года (в этот день в Испании началась гражданская война) записано, что «на настоящем этапе мы не должны заниматься созданием советов и пытаться установить в Испании диктатуру пролетариата. Наша политика будет иной: действовать под видимостью защиты Республики». Идея состояла в том, чтобы, путем создания народной армии - которую коммунистическая партия должна была сначала очистить, а затем уже и подчинить себе - взять власть в свои руки во время войны.
Основными мишенями для проведения подобных зачисток становились десятки предателей, которые, согласно документам, направлявшимся в Москву, скрывались среди высокопоставленных руководителей республиканской армии и были причиной всех мыслимых и немыслимых поражений. Кроме того, обвинения предъявлялись и членам Рабочей Партии Марксистского Объединения, которых называли не иначе как «членами троцкистско-фашистской клики». Если верить обнаруженным документам, то коммунисты стремились покончить со своими противниками с самого начала войны. Более того, один из членов Коминтерна в Барселоне проинформировал Москву, что коммунисты пришли к решению не дожидаться кризиса в Рабочей Партии Марксистского Объединения, а «ускорить, а, если понадобится, то и спровоцировать его». Документ был направлен в столицу СССР за две недели до захвата коммунистами барселонской телефонной станции, находившейся под контролем Национальной конфедерации труда (CNT); указанные события предшествовали падению правительства Ларго Кабальеро и занятию поста премьер-министра Хуаном Негрином, кандидатуру которого выдвинули коммунисты.
В книге также рассказывается, что испанские республиканцы попросили Советский Союз о помощи еще до того, как Запад отвернулся от Республики. Выглядит курьезным, но прочие страны предоставили Испании гораздо больше солдат, сражавшихся на стороне Республики, чем СССР, у которого Испания покупала старое и дефектное оружие, платя за него астрономические суммы: Сталин объяснял это курсом перевода песеты в рубли. «Отец народов» умудрился купить у Соединенных Штатов для Республики самолеты (Рузвельту удалось обойти запрет, наложенный Конгрессом, продав их через Францию), которые до этого в течение нескольких месяцев использовались для эвакуации людей из Китая, а потому были оборудованы совершенно бесполезной в Испании размораживающей техникой. И за все это было оплачено Испанией.