Часть четвертая. Старые привычки в новых странах
Коррупцию в Средней Азии считают одновременно симптомом и причиной проблем региона. Жители всех пяти среднеазиатских республик говорят, что после обретения ими независимости коррупция усилилась, но что вообще-то это древнее проклятие региона. От президентов до сотрудников дорожной полиции, среднеазиаты на влиятельных постах используют свое положение в целях личной наживы.
Семейство президента Казахстана Назарбаева накопило огромные богатства. Полиция Душанбе, столицы Таджикистана, в обычном порядке тормозит водителей, не совершивших никаких нарушений, и требует от них денег. Президент Туркменистана положил деньги, полученные от продажи нефти своей страны, в один офшорный банк, на счет, который контролирует самолично. Доктора в недофинансируемых поликлиниках ожидают взяток за лечение больных. Горючее для американских и французских реактивных истребителей, действующих с авиабазы Манас в Киргизстане, поставляет фирма, которая принадлежит зятю президента страны Аскара Акаева.
Хотя правительства всех пяти стран соглашаются на внешние признаки демократии - выборы, законы, суды и конституции - никто из них в действительности не придерживается демократических принципов управления страной. Все они сохраняют сильную политическую полицию в стиле прежнего советского Комитета Государственной Безопасности (КГБ). Когда проводятся выборы, действующие президенты почти всегда выигрывают все голоса, а серьезных кандидатов от оппозиции, как правило, не допускают на выборы. Американские дипломаты пытались убедить президентов среднеазиатских республик, что "выиграть выборы при поддержке 60% избирателей столь же хорошо, что и при поддержке 90%", сказал один высокопоставленный официальный представитель, но "они просто не способны это усвоить. Они помешаны на полном контроле".
За 11 лет независимости в пяти среднеазиатских республиках произошла всего одна смена руководителя: 10 лет назад г-н Рахмонов пришел на смену несчастливому первому президенту Таджикистана. Г-н Акаев, президент Киргизстана, объявил, что планирует уйти в отставку в конце 2004 года; никто из остальных четырех правителей не демонстрирует никаких признаков планирования своего ухода в отставку. Отвечая на этот вопрос в интервью, президенты Каримов, Назарбаев и Рахмонов все заявили, что у них нет намерения оставить свой пост. Сапармурад Ниязов является пожизненным президентом Туркменистана.
Лидеры среднеазиатских республик временами уступают давлению Соединенных Штатов, но во многих случаях его игнорируют. Государственный секретарь США Колин Пауэлл (Colin L. Powell) нынешней весной послал личное письмо г-ну Акаеву, призывая его принять меры к восстановлению своей прежней репутации демократа в Киргизстане, но очевидных результатов не последовало. Г-н Назарбаев проигнорировал серию публичных и частных протестов США в этом году в связи с его продолжающимися нападками на политическую оппозицию и независимые казахские средства массовой информации (СМИ), продолжая политику, которую в особенности критиковали Соединенные Штаты.
"Мы сегодня оказываем более сильное, чем когда-либо прежде, давление", - сказал один высокопоставленный американский дипломат. Удастся ли американцам реформировать Среднюю Азию? Могут ли местные лидеры изменить свое поведение? Станут ли когда-нибудь процветающими экономические системы этих стран? В Средней Азии рискованно предсказывать будущее, потому что оно представляется таким неопределенным. Двадцатишестилетняя Наргиза Абраева, живущая в Ташкенте, высказалась в этой связи весьма лаконично: "Когда начинаешь говорить о будущем, людей бросает в дрожь".
Но, каким бы ни было будущее, на американской военной базе "К-2" в Узбекистане первые стационарные сооружения приходят на смену палаткам. Этим летом завершается строительство здания штаба и почтового отделения; за ними последуют другие здания.