30 августа 2002 года. Для президента США Джорджа Буша-младшего (George W. Bush) (иракский президент) Саддам Хуссейн (Saddam Hussein) - не просто еще одна террористическая змея, которую следует раздавить. Сам Ирак для Соединенных Штатов является эпицентром, где они намерены осушить ближневосточное болото террористов, засадив этот регион ростками демократии.
Общее переустройство в духе Буша-младшего этих древних земель авторитарного правления началось еще до американского вторжения в Ирак. Он уже пообещал палестинцам государственность в 3-летний срок, если они на выборах заменят (главу Палестинской автономии) Ясира Арафата (Yasser Arafat). Г-н Буш-младший проинформировал египетского президента Хосни Мубарака (Hosni Mubarak), что Соединенные Штаты не предоставят Египту дополнительную помощь по причине его дурного обращения с защитником прав человека Саадом Ибрахимом (Saad Eddin Ibrahim). А в июльском обращении по радио к "народу Ирана" президент США обещал американскую поддержку "на их пути к будущему, где станет больше свобод".
Все это говорит о том, что г-н Буш-младший уподобляется г-ну Рейгану (Reagan), который служит для него моделью в деле продвижения заграницей видения мира, основанного на американских принципах. На Ближнем Востоке он действует так, как действовал г-н Рейган в Берлине в 1987 году, и, по сути, заявляет деспотам этого региона: "Сломайте эту стену".
"Мое дело - не копаться в нюансах, - сказал как-то г-н Буш-младший. - Мое дело - говорить то, что думаю. Я считаю, что моральная ясность важна".
Он также похож на многих президентов 20-го века, начиная с Вудро Вильсона (Woodrow Wilson), которые пытались вести остальной мир к демократии. Демократия является антидотом исламскому терроризму, как это было и в случае с нацистским фашизмом, японским милитаризмом и советским коммунизмом. Г-н Буш-младший считает себя, как и его предшественники, знаменосцем демократических идей, несущим свое знамя на Ближний Восток.
Президент Рейган, в частности, в 1982 году, после того, как стало ясно, что американская поддержка антикоммунистических диктаторов является контрпродуктивной, объявил, что Соединенные Штаты станут вмешиваться в дела стран за пределами Советского Союза с целью способствовать демократическим переменам. Это вмешательство дало позитивный результат на Филиппинах, на Тайване, в Южной Корее, в Индонезии и на значительной части территории Латинской Америки. Африка тоже постепенно отвергает своих диктаторов. Две трети из насчитывающихся во всем мире 192 стран сегодня имеют демократически избранные правительства.
Возможно, г-ну Бушу-младшему Ближний Восток представляется самым большим в мире очагом сопротивления демократическим переменам. Он, быть может, даже считает свою ближневосточную миссию более значимой и более долговременной, чем убеждение арабского мира в необходимости прекращения поддержки "Аль-Каиды" или упреждающие действия, направленные на устранение якобы существующей угрозы со стороны иракского ядерного оружия.
Большинство арабов согласны с тем, что им желательно иметь более сильный голос в вопросе о том, как ими управляют, даже если они и отвергают многие западные ценности и аспекты поведения. Трудно винить г-на Буша-младшего за его идеализм. Но сумеет ли президент, который осудил "строительство наций" и многие международные договоры, в действительности справиться с этим делом? Это столь же настоятельный вопрос, как и вопрос о том, следует ли Соединенным Штатам сегодня вторгаться в Ирак. Усилия г-на Буша-младшего по демократизации Афганистана являются нерешительными. Готовы ли Соединенные Штаты заняться также и арабским миром?